День четвертый. Многоводный.

Мы спали, а дождь шел всю ночь. И утром за окном все были серо, самого дождя видно не было, но по лужам прыгали пузыри. Позавтракали, неспешно собрались, но ничего не менялось. Тянуть дольше смысла не было и мы поехали - нас ждали три водопада и два куска морского берега - вода, вода и еще раз вода.

They stood on a wet floor of polished stone, the doorstep, as it were, of a rough-hewn gate of rock opening dark behind them. But in front a thin veil of water was hung, so near that Frodo could have put an outstretched arm into it. It faced westward. The level shafts of the setting sun behind beat upon it, and the red light was broken into many flickering beams of ever-changing colour. It was as if they stood at the window of some elven-tower, curtained with threaded jewels of silver and gold, and ruby, sapphire and amethyst, all kindled with an unconsuming fire.

Первая остановка была у водопада Сельяландсфосс (Seljalandsfoss).

Водопад расположен прямо у Кольцевой дороги, и, соответственно, окружен движущимся кольцом людей. И да, за водопадом можно пройти, и да, он красив, и да, кому-то удается сделать кадр типа вот этого (можно было сообразить, что он на запад смотрит! И HDR заодно освоить.)

А для нас была серая вода на сером же небе или на мокрых коричневых скалах сквозь которую просвечивали разноцветные куртки других людей. Разве что мокрая, но от этого лишь более яркая зелень радовала.

А если пройти еще метров пятьсот вдоль стены (там и указатели есть) можно придти к водопаду Glúfrabúi, притаившемуся за скалой, собственно говоря, его название переводится "тот, кто живет в ущелье". Народу и там было преизрядно, мне казалось, что известен он не менее своего соседа. А оказалось, что его многие проезжают мимо. Воды в нем не так много, но выглядит он весьма привлекательно.

Это струи Сельяландсфосса изнутри и снаружи.

А это "тот, кто живет в ущелье" без тех, кто в него пролез (долго выжидаемый кадр), и безымянный водопадик между этими двумя.

Следующая остановка у еще большего водопада Ско(у)гафосса (Skogarfoss). Его высота 60 метров, а ширина - 25. Падает он ровно и величаво.

Это, впрочем, долина на его западной стороне, сфотографированная с лестницы, идущей к верху водопада. А размытость правой части кадра - это водяная пыль.

А вот и сам водопад, почти целиком.

И еще раз зеленая долина и водопад.

Вот здесь немного видно, насколько он велик.

Доверху мы добрались, а вот дальше по тропе не пошли. Не знаю, правильно ли это было.

Дальше мы поехали к океану на мыс Дирхолаэй (Dyrhólaey). Мыс этот вытается в море высокой толстой стеной с аркой. Отсюда и название, означающее "остров-холм с дверным проемом". Некогда он действительно был островом.

На мыс ведут две грунтовые дороги. Одна поднимается наверх, к маяку и широким видам. К сожалению, виды достаются мало кому. Эти места - наиболее мокрые во всей Исландии. Нам тоже видов не досталось. Зато именно там на утесах Дирхолаэя мы встретили первых тупиков, грустных клоунов под дождем.

Пишут, что тупики покидали это место, и только прошлым летом начали возвращаться на мыс.

Вторая же дорога ведет к основанию мыса. Там можно побродить по черному пляжу и посмотреть на мелкие арки.

Вот тоже мокрые, и еще более грустные, но не клоуны. Дождь виден в кадре.

Та же арка без людей. Через несколько секунд ее оккупировала группка туристов. Парочка даже залезла сверху, несмотря на запрещающий знак. Вообще в этой поездке неприятно поразило часто встречающееся пренебрежение запретами. Отвыкли мы как-то...

А вот на черном пляже (на левой фотографии стена с базальтовыми столбиками и рукотворными башенками - кайрнами у выхода на пляж) мне удалось побыть совсем одной. Я дошла почти до основания большой арки, наблюдая за тупиками и чайками снизу. У них там настоящие квартиры с балконами в пещерах.

Мокрые лошади паслись вдоль дороги к следующему месту в нашей программе.

These must be the very three that were caught by Gandalf, quarrelling over the right way to cook thirteen dwarves and one hobbit.

А потом мы поехали на соседний мыс, где под горой Reynisfjall лежит черный пляж Reynisfjara со знаменитыми базальтовыми столбами, а из воды торчат скалы Reynisdrangar, некогда бывшие, как и большинство исландских скальных островков, троллями. Их имена Skessudrangur, Laddrangur и Langhamar. Как-то ночью в бурю тролли поймали трехмачтовый корабль и потащили к берегу. Но взошло солнце и негодяи, как водится, окаменели. Вместе с кораблем.

Волны камня

и волны воды.

Диагонали.

И вертикали.

Нет, это не черно-белые картинки.

И с человечком для масштаба.

И снова без цвета, зато со структурой.

Потом мы уехали от океана. У нас было еще несколько часов и света и мы решили проехать дальше на восток до лавовых полей Eldhraun'a, покрытых мхами. Но сначала нужно было пересечь пески Мирдалсандура (Mýrdalssandur) - исландскую пустыню, созданную наводнениями, несущомися с ледника Myrdalsjökull при извержениях вулкана Катла.

Придорожная табличка с легендой о вулкане

и перевод:

Когда построили аббатство в Тикквабайярклёйстюре, настоятель нанял для черной работы на кухню девицу по имени Катла. А та оказалась ведьмой. Она владела волшебными штанами, в них можно было бежать и бежать себе без устали. Катла надевала их только в крайних обстоятельствах. Все вокруг, включая и самого аббата, боялись как ее волшебства, так и крутого характера. В тех же краях жил пастух по имени Барди. Катла частенько ругалась на него, когда пропадали овцы. Однажды по осени настоятель отправился на праздник, прихватив с собой Катлу. Барди же должен был к их возвращению пригнать овец в деревню. Однако ему не удалось собрать все стадо. Тогда он напялил волшебные штаны и ринулся на поиски. И таки согнал всех овец. Но Катла узнала, что пастух надевал ее штаны и затаила злобу. Она подстерегла его и утопила в бадье с молочной сывороткой. Да так и оставила тело на дне бадьи. Никто не знал, что случилось с Барди, пока зима не подошла к концу и уровень сыворотки начал понижаться. Слыхали, как Катла бормотала: "Барди-то скоро объявится." Убоявшись, что ее злодеяние выйдет на свет и ей придется расплачиваться, ведьма натянула волшебные штаны, выбежала из монастыря и помчалась на северо-запад в сторону ледника. Люди говорили, что она провалилась в него, потому как никто ее больше и не видел. Вскоре с ледника вырвался огромный поток в сторону аббатства и Альфтавера. Сошлись на том, что виной всему колдовство Катлы. Ущелье, из которого ринулась вода, назвали ущельем Катлы, а область, разрушенную наводнением, - песками Катлы.

К нешему удивлению вместо черных безжизненных равнин, мы увидели поля цветущих люпинов, уходящие до горизонта. Да еще и солнце вышло, да и бледная радуга повисла.

Впрочем, черные пески мы тоже увидели, но тоже расцвеченные. На них росли кустики все тех же люпинов (их, как выяснилось с помощью другой придорожной таблички, посадили люди, по-видимому, рассыпая семена с самолета) и ярко-красная трава. А промеж них бродили беленькие овечки самого невинного вида.

Однако, от фотоаппарата они удирали, как черт от ладана.

Ближе к восточному краю песков расположена небольшая лавовая возвышенность Laufskálavarða, усыпанная башенками-кайрнами.

Про нее есть легенда, что там когда-то стояла ферма, полностью разрушенная при очередном извержении Катлы. И первые кайрны появились в память бывших жителей (пишут, что это неправда). Сейчас же люди, впервые пересекающие Мирдалсандур, кладут по камушку на удачу. Мы, кстати, об этой примете не знали. Я лично только фотографировала.

За Мирдалсанудуром лежит еще одна удивительная область Эльдхраун (Eldhraun), обязанная своему появлению другому вулкану. Извержение Лаки 1783-84 годов считается одним из наиболее разрушительным в исторические времена. Пострадала не только Исландия (от неурожая, вызванного облаками пепла и песка, погибло около 20% населения), но и вся Европа. Некоторые историки считают, что извержение послужило толчком для... французской революции. Лавовые поля занимают площадь 565 квадратных километра. Ныне они поросли длинным и пушистым мхом ракомитрием шерстистым (Racomitrium lanuginosum - лат., Woolly Fringe-moss - англ.)

В стране дремучих мхов.

Люди здесь для масштаба и контраста.

Только для масштаба.

А потом мы решили вернуться обратно на запад, чтобы переночевать в палаточном лагере Такгил (Þakgil). Но про него я расскажу в следующий раз. А над нами, над зеленью мха, и сине-белой графикой ледника висело невероятное небо с битвой облаков.

Еще небо

Ссылки:

13 июля - Золотое кольцо: водопады Гуллфосс и Бруарфосс, гейзер Строккур и кратер Керид

15 июля - От Такгила до Киркьюбайярклёйстюра

Все мои фотографии 14 июля

Iceland Trip 2015 / Исландская поездка 2015

Страница Белеградеков