Птицы вещие поют - да все из сказок.

Открылась цветная картинка: вроде бы лист из ниши, но буквы не прочесть, а наверху, в углу, большая цветная буква, вся заплетенная плоской лентой , травами и колокольчиками, и над ней птица - не птица, женщина - не женщина.

Татьяна Толстая "Свидание с птицей"

Ужасно огорченная вчерашней разряженной батарейкой, я уговорила Светку съездить еще раз в часовню с утра пораньше, благо что мы обе не то, что страдаем бессоницей, но вставать стали существенно раньше, чем во времена совместной молодости.

И вот оставив одного мужа, одного ребенка (дщерь Александра еще вчера смоталась от подозрительных гостей к подруге) и всех животных, мы снова оказались в Комптоне. В семь утра сама церковь закрыта, но можно обойти вокруг нее и поснимать снаружи.

Вики пишет, что построена она и украшена в "a unique concoction of art nouveau, Celtic, Romanesque and Egyptian influence with Mary's own original style" (уникальной смеси ар-нуво, кельтского, романского, египетского и собственного стиля Мэри Фрейзер), но по мне это чистейшей воды глины портреты сказочных птиц русского фольклора.

Птица Сирин мне радостно скалится -
Веселит, зазывает из гнезд,
А напротив - тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост.

Владимир Высоцкий

А вокруг, забыв, зачем живут, лондонцы безрадостно снуют.

Думал я, что Лондон сер, как слон.
Думал, что печален он, как стон.
А он светел,
Разноцветен
Он.

здесь и далее Михаил Щербаков "Лондон"

Последний день поездки был посвящен культуре. Помимо незапланированной утренней вылазки к часовне, после обеда нас ждал (точнее мы его ждали с нетерпением) "Гамлет", да не где-нибудь, а в настоящем Шекспировском "Глобусе". Мужчины мои никогда там не были, я разок сходила во время одиночного визита в Англию, а Светка ходит часто с удовольствием и гостей водит.

"Гамлет" был выбран заранее, и, что удивительно, Левка выразил желание сходить (дома он с нами он в театры не ходит, про Шекспира молчу - он даже школьный поход на "Ромео и Джульетту" умудрился пропустить). Более того, любознательное чадо попросило осмотреть основные достопримечательности английской столицы: Биг Бен, Букингемский дворец и т.п. Так что в Лондон мы отправились с запасом часа в четыре.

Начну, впрочем, с нескольких картинок из Вокинга, откуда мы уезжали на поезде. Димка высадил нас не на станции, а в (торговом) центре города, так что удалось посмотреть на "свежие" объекты искусства. Был ли люк с надписью раньше,я не помню. Судя по дате, был.

А вот треножники точно новые.

В поезде, так же как на лодке, в самолете или в аэропорту можно безнаказанно снимать своих людей.

Правда, от недостатка света приходится убирать цвет.

Идучи по мосту Вестминстер,
Слышу нежный голос высших сфер:
Вот вам, мистер,
Мост Вестминстер,
Сэр.

Поезда из Сюррея прибывают на вокзал Ватерлоо. Оттуда можно идти в разные стороны. Например, к одноименному мосту. Но мы, как полагется порядочным туристам, отправились к мосту Вестминстерскому. Там уже на подходе к Лондонскому Глазу за рекой виден Биг Бен. Не видите? - Да вот же он! В коробке, закрыт на реставрацию. На полтора года если не путаю.

Можно полюбоваться и Вестминстерским аббатством. Правда, только издалека. По поводу государственного визита центр Лондона перекрыт полицией, протестующими, толпами заинтересованных туристов и туристов недоумевающих. Местных жителей в этой каше заметно не было.

Следующая остановка Букингемский дворец. Там развод караула. К шапочному разводу мы не успели. Остался музыкальный.

Над толпой возвышаются конные полицейские. В белых рубашках все как один, а вот масти лошадей разнятся. Белая вышла лучше всего.

Где хочу гуляю, счастлив, пьян.
В центре у фонтана ем каштан.
Всюду флаги.
Джин во фляге
Прян.

Оттуда мы напрямую пошли на Трафальгарскую площадь. Прямая (она же The Mall) обсажена каштанами, которые почему-то практически не давали тени, а знаменитые английские газоны, что вдоль улиц, даже в Сент-Джеймс парке находились в на редкость плачевном состоянии. Британцам исторически не приходилось думать о поливе, но целый месяц жары и засухи сделал свое дело. Поэтому все фотографии в небо.

Всем известно, что в центре Трафальгарской площади на колонне стоит адмирал Нельсон. Несколько менее известно, что по четырем углам ее стоят три статуи на пьедесталах: два пеших геройских генерала индийских войн сэры Генри Хэвлок и Чарльз Напье , а также Георг IV верхом. Четвертый же постамент более-менее пуст. Изначально, то есть в 1841 году, там хотели поставить памятник Вильгельму IV, но не хватило денег. С тех пор англичане никак не могут принять решение, кого бы увековечить, но с 1998 года на нем ненадолго появляются скульптуры современных художников.

Сейчас там стоит знакомый нам по учебнику истории древнего мира крылатый человек-бык из Ниневии. Его сотворил ирако-американский скульптор Марк Раковиц из иракских же консервных банок. А оригинал был уничтожен ISIS вместе с другими экспонатами из музея в Мосуле.

Еще более мимолетны картинки на асфальте, выступления уличных артистов и демонстрации протеста. Хочешь - борись с капитализмом, хочешь - с сексизмом.

Хочешь - рисуй фотографируй нарисованное на заборах.

А забор стоит у начала Стренда, по которому мы пошли дальше в сторону любимой мной Флит-Стрит.

Каждый день он видит Риджент-стрит.
Курит с кем попало и острит.
Безупречно
Вымыт, вечно
Брит.

В какой-то момент зашли на/в Ковент-Гарден. Мне там было относительно хорошо - тенистые галереи, вдоль которых идут забавные магазинчики с приятными глазу, но не кошельку витринами. С одной стороны муми-тролли, с другой стороны безумное чаепитие.

Чай и аксессуары к нему играют изрядную роль в сувенирной жизни Лондона.

Но мужчинам, увы, это совсем неинтересно. Так что из рынка мы сбежали довольно быстро. И вышли на Флит-стрит.

Каждый вечер он, хоть хвор, хоть слаб,
Гордо входит, что твой маршал в штаб,
В тусклый, скучный,
Равнодушный
Паб.

Ну нравится мне неоготика. Хм... оказывается Courts of Justice на русском называются Королевский судный двор. Было б больше времени и сил, зашли б наконец и внутрь, хоть там нельзя снимать. А так - только несколько картинок снаружи.

Вот он London, small, and white and clean - беленький и чистенький налево, маленький - направо.

Надеюсь, в этой раме не будет ничьей рекламы.

А нам пора в театр. Темзу переходим по мосту тысячелетия. Этих современных зданий на южном берегу я не помнила.

А вот Сент-Пол неизменен.

Столь же неизменны и туристы с фотоаппаратами.

И вот мы наконец-то в "Глобусе". Сидим себе под крышей, смотрим то вниз на сцену, то на зрителей.

Оригинальное здание не сохранилось, но новое воссоздано тщательно. Сохранены такие аутентичные детали как сцена под открытым небом, стоячие места в "партере" для большинства зрителей, жесткие скамейки на галереях для зрителей привилегированных. К всему этому добавились буфет, сувенирная лавка, запрет на фотографию и немалые цены на билеты (стоячие довольно доступны, а вот "наши" весьма кусались).

Зато играют хорошо. И нетрадиционно. Каждый спектакль с каким-то подвывертом. В этом "Гамлете" все молодежные роли были травестированы. Только Гертруда, Клавдий и Полоний сохранили паспортный пол. Хорош был б(л)едный длинный Офелий с рыжеватой порослью на узкой груди. Гамлет (она же режиссер-постановщик Michelle Terry) металась и сомневалась совершенно безукоризненно. Порывистая Лаэрт нежно любила сестру, но погибла столь же безропотно. Традиционно невнятным был Горацио. Один из Розенкранца и Гильденстерна был немым и изъяснялся жестами...

При этом к тексту относились бережно, хотя конечно в двухчасовой спектакль он целиком не влезает, и играли с куражом и умением. Удивляет меня дикция английских шекспировских актеров - несмотря на британский акцент и общую сложность языка, понятно каждое слово. А в нашей Шекспировской таверне у некоторых во рту каша, которая, впрочем, пропадает при переходе на современный английский.

К своему стыду я время от времени проваливалась в короткий сон (как и сын мой, которому оправданием должен служужить нежный возраст). Дело в том, что Светка щедро поделилась со мной Pimms'ом. И хоть я не люблю этот напиток, особенно в той упрощенной версии, что наливали в буфете, в такую погоду я б пила что угодно, но со льдом.

Но большую часть спектакля я видела и слышала, и мнение имею. Мне понравилось, хотя кросс-дрессинг показался несколько искуственным. Игорь выдвинул гипотезу, что он символизирует юношескую мятежность, потому и старшее поколение оставлено в своем закостенелом состоянии. Может быть.

Вот несколько картинок до спектакля и во время антракта.

К вокзалу мы шли по набережной. Оттуда и последняя картинка.

В Вокинг вернулись по расписанию. Провели еще один вечер за едой, питьем и застольной беседой, а поутру улетели домой. В Англии провели ровно двое суток.

12 июля. Jolly old

Все мои фотографии 13 июля

Шотландия и немного Англии летом 2018

Страница Белеградеков