| Дальше к югу холмики оказались сплошь покрытыми кусками окаменелых древесных стволов. Более тонкие, чем первый найденный нами гигант, эти куски были разбросаны, будто упавшая поленница. Торчавшие сучки или корни на пеньках создавали иллюзию настоящей древесины. Только на ощупь тяжелые, острые, звенящие, как стекло, осколки рассыпавшихся стволов показывали, что этот лес – только каменный призрак настоящего. Правильно слоистая структура древесины свидетельствовала о принадлежности стволов хвойным деревьям, возможно, группе болотных кипарисов, и по сие время растущих в приморских тропических болотах, так же как растет еще древнее гинкго в Японии, араукарии в горах Южной Америки и Юго-Западной Азии, красный железняк в нашей Ленкорани…
Иван Ефремов "Дорога ветров" |
На последний день было запланировано единственное место - Национальный Парк Petrified Forest (Окаменевший лес). Парк этот лежит в сторoне от скоплений достопримечательностей, хотя прямо через него проходит большая магистраль номер 40, а рядом с ней знаменитая Route 66. Напрямик ни с одной из этих дорог в парк не попасть. Есть только два официальных въезда.
Одноразового посещения парк несомненно заслуживает, будучи весьма интересным геологически и палеонтологически и довольно фотогеничным.
К сожалению, устроен он так, что практически всё, что можно посмотреть находится прямо у единственной асфальтированной дороги, пронзающей парк с севера на юг. Пеших маршрутов в Окаменевшем лесу очень мало, они короткие (есть малодоступные исключения!), очень обустроенные и довольно многолюдные.
Изучая парк из дома, мы выбрали несколько одномильных прогулок: Painted Desert Rim Trail - цветная пустыня на севере парка, Blue Mesa Trail - полосатые сине-лиловые холмы в центре и либо Long Logs, либо Giant Logs - окаменевшие деревья на юге. Непонятно как я пропустила Jasper Forest Trail, ограничившись одноименной обзорной площадкой. Похоже, что именно там были сделаны самые эффектные фотографии, встречающиеся в сети.
Но давайте по порядку. Ночевали мы в городке Холбрук (Holbrook) рядом с северным въездом в национальный парк. Бюджетная гостиница Lexington Inn порадовала двумя вещами - свежими ягодами четырех видов на завтрак и индейскими куклами Kachina в фойе. Качины - не детские игрушки, а изображения природных духов и духов предков - традиционная религия индейцев Хопи. Фигуры качин вырезают из корней тополя Friemont Cottonwood, раскрашивают и наделяют разнообразными аттрибутами в соответствии с их ролями. Знаменитый флейтист Кокопелли - тоже качина. Вот здесь, на сайте kachina.us, можно почитать подробнее, естествено, на английском.
Цветная пустыня
| Мы проезжали «painted desert» – «окрашенную пустыню».
До самого горизонта, подобно штормовому океану, волны которого внезапно окаменели, тянулись гладкие песчаные холмы. Они налезали друг на друга, образовывали гребни и жирные круглые складки. Они были чудесно и ярко раскрашены природой в синий, розовый, красно-коричневый и палевый цвета. Тона были ослепительно чисты.
Слово «пустыня» часто употребляют как символ однообразия. Американская пустыня необычайно разнообразна. Через каждые два-три часа внешность пустыни изменялась. Пошли холмы и скалы, имеющие форму пирамид, башен, лежащих слонов, допотопных ящеров.
Ильф и Петров "Одноэтажная Америка" |
Из гостиницы мы постарались выехать пораньше, чтоб застать хороший свет на холмах цветной пустыни. Попасть в парк на рассвете мы не могли, потому что на ночь его закрывают, а пускать начинают только в 8 утра. Так что первые лучи солнца сняты на куклах и на заиндивевшей за ночь машине.
И вот мы оставили машину у первой обзорной площадки Tawa Point и идем по тропинке на краю плато. Цветная пустыня лежит под нами. На самом дне видны совсем мелкие шоколадные конусы на лиловых россыпях. Их немного.
Основные цвета - охра разной насыщенности, розоватый пепел, маскировочная полынная зелень.
А сухие травы повторяют цвета земли в обратном порядке.
На "дальнем" конце тропы, он называется Kachina Point, стоит историческая гостиница Painted Desert Inn. Первый отель под названием Stone Tree House был открыт здесь в 20-х годах прошлого века, здание было построено из окаменевших бревен. В 1937-40 годах архитектор Лайл Беннетт спроектировал и построил новое здание в стиле адобе. А в 1947 году Mary Jane Coltier (та самая, что возвела сторожевую башню в Большом Каньоне и гостиницу La Posada в Уинслоу) обновляла и расширяла и эту гостиницу для железной дороги Фреда Харвея. Она же пригласила художника-хопи Фреда Каботи расписать стены отеля. Мы, к сожалению, не видели фресок из-за слишком раннего времени.
Гостиница действовала до 1963 года и закрылась с упадком железной дороги. Ее чуть не снесли в семидесятых. В 1987 году здание было объявлено национальным историческим памятником, а к 2006 году было восстановлено и открылось для посещения как музей и книжно-сувенирный магазин.
Далее идут виды цветной пустыни на запад, снятые с обзорных точек Pintado, Nizhoni, Whipple и Lacey Points.
При более высоком солнце краски выцветают, зато тени становятся резче.
Обратите внимание на прямоугольные блоки, похожие на товарные вагоны, в верхней части левой фотографии. Это так геометрично разломался базальт, лежащий на осадочных породах.
Где-то незадолго до пересечения с Route-66 парковая дорога покидает цветную пустыню.
Примерно посередине парка вдоль дороги стоят яркие полосатые холмы The Tepees (Вигвамы), названные так из-за формы.
Подходить к ним близко, не говоря уж, чтоб взбираться, не разрешено - очень уж они ветхие и сыпучие, но на расстоянии полюбоваться можно.
Сначала, впрочем, можно полюбоваться на скалу-газету (Newspaper Rock) - камень, покрытый петроглифами. И на него приходится смотреть издалека. Помогают стационарные подзорные трубы, установленные на обзорной площадке, или объектив подлиннее.
А вот теперь - вигвамы! С этой стороны, впрочем, они названию не соответствуют.
Правильный ракурс.
И покрупнее.
Зато только по частям получается.
Blue Mesa
Следующая остановка в Petrified Forest NP называется Синяя/Голубая меса - Blue Mesa. В отличие от Голубого Каньона цвет в название становится совершенно очевидным стоит лишь приблизиться к этим холмам. Испанским же словом "меса" называют как столовые горы, так и верхние плоские части длинных плато.
Синяя меса состоит из синих, фиолетовых и светло-серых осадочных пород триасского периода. Более точно: Blue Mesa member of Chinle Formation - почти что самый старый слой в парке. Возраст этих холмов - 220-225 миллионов лет.
Расположены они слегка в стороне от основной дороги и добраться к ним можно как на автомобиле, так и пешком от "Вигвамов". Тропа под названием "Синий лес" недлинная, и, возможно, стоило так и сделать.
Мы же поленились и поехали на машине. Зато у асфальтированной дороги можно увидеть такого вот каменного дракона.
Именно рядом с ним мне стало грустно. Я внезапно ощутила, что вижу умирающие горы. Нет, я конечно знала об эрозии, выветривании и прочей популярной геологии, но вот именно чувство - всего несколько метров камня и тот распадается в щебень буквально на глазах.
Здесь слева камни размолоты в песок и глину, сухое русло оврага. Справа же холмы Голубой месы уже изнутри. Именно такими, коричнево-лиловыми они и выглядят на большинстве фотографий.
Коричнево-лиловое и дно долины, над которой - все еще - возвышается меса.
Синева ж видна снаружи.
И еще пара кадров с обочины дороги.
А потом машину можно оставить на стоянке и пойти по асфальтированному вначале маршруту Blue Mesa Trail внутрь полосатых холмов. Тропа начинается наверху.
И спускается на дно небольшого каньона. Вот лиловая глина вблизи. Попадаются и заметные обломки окаменевших деревьев. Насколько я понимаю, мелкие пестрые камешки внизу - это мелкие кусочки окаменевшей древесины.
Вот примерно так это все выглядит более-менее издалека.
А вот так - вблизи.
И еще немного горизонталей и диагоналей.
Каменный лес
| Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная... разная...
Павел Бажов "Каменный цветок" |
А вот теперь настала пора показывать сами окаменевшие деревья. Много-премного лет тому назад, в конце триасового периода на месте нынешних аризонских пустынь рос тропический лес, похожий на нынешние амазонские джунгли. Еще там текли могучие реки, которые разливались, подмывали берега и деревья падали в воду, и река их несла на отмели, где бревна заносило илом. Потом по соседству извергались вулканы, и сверху ложился вулканический пепел. Постепенно пепел проникал сквозь кору, растительные клетки замещались минеральными солями, древесина становилась кварцем, сохраняя форму стволов. А потом вода и ветер постепенно размыли и раздули верхние слои почвы и на свет появился каменный лес. Деревья, правда, не стоят, а лежат. Да и трава не каменная, но по зимнему времени не живая, а высохшая.
Если среди холмов Синей месы попадались отдельные крупные куски окаменевших деревьев, то дальше к югу их становилось больше. У обзорной площадки Яшмовый лес (Jasper Forest), лежали целые, но немногочисленные бревна.
Главные красоты этого места мы, впрочем, не увидели, потому как не знали о тропе, ведущей вниз под холмы. Tак что я решительно потребовала заехать еще и в Кристальный лес (Crystal Forest), где самостоятельно пробежала весь километр кольцевой тропинки с фотоаппаратом в руках. Там уже каменных деревьев было много. И были они разнообразные.
Мистические темно-синие в ржавом ободке.
Ликующе-алые и прозрачно-голубые.
Мраморные внутри с почти натурально выглядящей корой.
С разноцветными ячейками внутри.
Потом мы уже все вместе прошлись по еще одной тропе у южного въезда в парк. Мы уже торопились в Феникс, поэтому выбрали самую короткую из них - Огромные бревна (Giant Logs). Они производят впечатление своими размерами, а вот по цвету гиганты более однородны - всего лишь все оттенки красного.
Напоследок мы еще заглянули в небольшой музей при информационном центре Радужный лес. Там обнаружились скелеты динозавров и прочие окаменелости, которых мы не видели в самом парке. А ведь их там очень много и раскопки ведутся и будут вестись в обозримом будушем.
Но нам нужно было срочно уезжать, в головах разбойников созрел хитрый и коварный план. Самолет наш улетал из Феникса около полуночи и хотелось провести время с толком. Ни в какие иные парки мы уже не успевали, разве что в ботанический сад в самом Фениксе. Там при дневном свете можно было посмотреть на кактусы, а в рождественский сезон он славится своей иллюминацией в ночное время. Соответственно мы решили приехать туда за час-полтора до заката и оставаться там до закрытия, любуясь флорой и фонарями.
Феникс - кактусы и пальмы
Из национального парка "Окаменевший лес" мы быстро-быстро (почти не превышая ограничений скорости, благо они в Аризоне довольно высокие) поехали в Феникс. Самолет наш улетал оттуда посреди ночи, но уж больно нам хотелось осмысленно провести время в ботсаду. А проехали мы довольно интересные места, о существовании подобных в жарком и пустынном штате я совершенно не подозревала. В Белых горах Аризоны (наверху Моголонова плато) растут сосновые боры, текут горные речки и плещутся (в нашем случае лежат замерзшие, под толстым слоем снега) лесные озера.
Но мы, не останавливаясь, мчимся дальше. И вот перед нами типичный пейжаж Сонорской путыни: невысокие безжизненные гряды, из которых гордо торчат могучие кактусы сагуаро.
Именно этими кактусами хотелось закончить поездку. К сожалению одноименный национальный парк в нее никак не вписался, но на пустынный ботанический сад (Desert Botanical Gardens) я возлагала большие надежды.
И мы ведь успели. У входа в сад мы были в четыре пополудни, что должно было дать нам почти час теплого закатного света. А потом мы бы еще полюбовались праздничной иллюминацией. Но что это?!
На воротах висит большое объявление, мол билеты на ночное посещения сада все проданы, а дневным посетителям положено покинуть территорию в 4:30. И что прикажете делать?
В горести пошли опрашивать то ли работника парка, то ли добровольца-помогателя: "Где тут у вас по соседству можно на кактусы посмотреть?"
Выяснилось, что не все так плохо. Ботанический сад, равно как и зоопарк Феникса расположен внутри большого бесплатного парка Папаго. Там можно и погулять по тропинкам, и залесть на скалу-с-дыркой, да и дикие кактусы там должны расти.
Диких кактусов там, впрочем, оказалось совсем немного. Такое ощущение, что их поудаляли как сорняки. Но те, что попались, я сфотографировала.
А потом мы оказались на берегу пруда, обсаженного пальмами. Там был закат, и цветная болотная трава, и утки, переплывающие закатную дорожку.
В конце концов солнце село. И мы сели. В машину. Поехали в неплохой мексиканский ресторан под названием Asi es la Vida, что переводится как селяви. Расположен он в ярко-розовом здании посреди так себе райончика, а внутри - хорошо. И еда вкусная, и психоделическая керамика глаз радует. Только фотографировать темно было.
Закончить рассказ про поездку в Аризону я хотела вот этой картинкой с намеком на нашу следующую поездку на Гаваи. Только вот дописать вовремя не успела.
Вот теперь совсем всё про зимнюю Аризону.
Ссылки
|