Хочу я в небо - вон куда! 26 декабря
Случайно вышло, что в этот день мы, в основном, вместо рассматривания камней под ногами обращали свои взоры к небу. На рассвете совсем недалеко от Фармингтона в небе стояло облако из трубы индейской электростанции безумно похожее на Bisti Wings, каковых воочию нам увидеть не удалось.
Небо было ясным, дорога абсолютно сухой, и снега вокруг практически не было. Я пыталась уговорить мужчин на еще один заезд в заветные пустоши. Но не удалось. Может, и к лучшему. Нас ждал длинный переезд до заповедника Лес Апачей (Bosque del Apache National Wildlife Refuge - не знаю, как правильнее перевести). В пути мы еще собирались посетить одну из крупнейших радиообсерваторий мира Сверхбольшую Антенную Решетку (Karl G. Jansky Very Large Array). И заповедник, и радиотелескоп расположены в местах довольно удаленных от Фармингтона, правда, не очень далеко друг от друга, и прямой дороги между ними нет. Один из кратчайших путей проходит через малоизвестное место по имени El Malpais. В "Photographing Southwest" его хвалят, так что и оно было добавлено к маршруту. В результате все успели, но впритык.
From Badlands to Malpais
В тот самый день меня внезапно осенило, что английское слово 'badlands' и испанское 'malpais' являются точными кальками друг для друга. Буквально и то и другое означает 'дурные земли'. Только вот дурь разная: badlands - земля старая, умирающая, рассыпающаяся в гравий и песок; malpais - земля молодая, вулканическая, там лава "только что" застыла, и почти ничего живого там еще нет.
Снега рядом с Фармингтоном уже не осталось, но мороз чувствовался. Над городскими домами поднимались печные дымки разных видов и размеров, а над принадлежащими индейцам пустошами к югу от города стоял гигантский дым, напоминающий Бистайские Крылья, точнее на Короля Крыльев (The King of Wings). Да, я повторяюсь, и кадр похож, но здесь лучше виден размер по сравнению со стандартными водонапорными башнями.
Чуть дальше, и шоссе пересекает сухое русло Бистай. Знаков никаких нет, но видно по камням. Они здесь, конечно, не столь интересны, как в правильном месте, но хоть что-то.
И едем на юг, уже не останавливаясь. Как ни странно здесь снега больше.
Пересекаем магистральное шоссе I40, и вот мы уже в El Malpais. Под этим именем скрываются две сущности: национальный монумент, принадлежащий NPS - национальной службе парков, и национальная же охраняемая область, которой заведует BLM - бюро управления землями. Через них проходит по одной асфальтированной дороге. И если лавовые поля выглядят примерно одинаково, независимо от их принадлежности, то невысокая скальная гряда, в свое время остановившая потоки лавы на востоке, принадлежит BLM и выглядит более интересно. Туда-то мы и поехали по дороге номер 117.
| Вырвались в былые дни
Мы из черной западни,
Из объятья Кэпкэунова,
Ледяного да чугунного,
Мы попали вскоре заново
Да в объятие Вулканово!
Емилиан Буков "Андриеш" |
Земли обоих природоохранных агенств сложены в мозаику, посему и первая наша остановка в El Malpais - обзорная точка Песчаниковые Обрывы (Sandstone Bluffs) оказалась внутри монумента. Виды оттуда впечатляют, но для хороших фотографий стоило бы оказаться там на рассвете.
Невысокие скалы на востоке нравились мне куда больше, но лучший свет для них был бы наоборот послеобеденным
Следующая остановка - главная фото-достопримечательность здешних мест арка La Ventana.
Нам не удалось найти точки, откуда был бы виден просвет арки, но и в виде алькова она вполне неплоха.
К югу скалы постепенно понижаются и обрываются небольшой осыпью на равнине. Там, рядом с местом для пикника, можно подняться на утесы и пройти верхом вдоль все той же дороги 117 (ее трехмильный участок на узкой полосе между лавой и скалами называется The Narrows - Теснины) по пешему маршруту Narrows Rim Trail.
Мы поднялись и немного прошли, но совсем скоро повернули обратно. Тропа не показалась интересной, а время поджимало. Посмотрели на ярко-красные породы под ногами - там, наверху, они попадаются крупными пятнами.
На желто-зеленые пятна мха, украшающие скалы сбоку и на полосатые валуны, в которые рассыпаются утесы. Вот этот, самый крупный из них, украшал собой пикниковую зону.
И поехали дальше на юг. Сразу по выезду на равнину нужно было свернуть на гравийную дорогу 41, но мы забоялись и сделали преизряднейший круг (зато по асфальту!), чтоб оказаться на шоссе номер 60, куда б привела нас напрямую та самая гравийная дорога к городишку Pie Town (Пирог-Город).
Как понятно из названия, славен он своими пирогами. Нам, увы, не досталось ни крошки - не сезон. Лишь фотография рекламного грузовичка.
К востоку от Пирог-Города шоссе номер 60 выходит на равнины Сан-Августина - очень плоскую долину, со всех сторон защищенную горами и весьма безлюдную. Именно здесь построили гигантский радиотелескоп - сверхбольшую антенную решетку имени Карла Янски. Мы о нем узнали несколько лет назад, читая отчет Кати и Ильи Андреевых о зимнем же путешествии по Нью-Мексико и Колорадо. Там он фигурировал под именем
Сверхбольшой массив
и выглядел чрезвычайно впечатляюще. Нам казалось, что сыну будет интересно посетить действующую обсерваторию, да и не только ему.
| Здесь, на самом высоком пике зубчатой горной цепи, стояла Обсерватория, где профессора делали тысячи удивительных наблюдений, выкуривали тысячи сигарет и жили наедине со звездами.
<...>
Где-то в темноте тихо гудел мотор. Огромный телескоп медленно двигался туда и обратно по рельсам, высматривая сквозь стеклянную крышу опасности в мировом пространстве. А внизу на полу суетились профессора, что-то подкручивали, налаживали, записывали.
Туве Янссон "Муми-Тролль и комета" |
| Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…
Жесточайшая война середины двадцатого века родила радар, радар родил мирный астрономический радиотелескоп. Человек не только стал видеть Вселенную, но и слышать ее. «Уши» оказались более чуткими, чем «глаза», космос на слух охотнее открывал секреты.
В.Тендряков "Путешествие длиной в век" |
В жизни все оказалось несколько скучнее и примитивнее, чем в книжках и в воображении. Туристов в обсерваторию пускают каждый день, но показывают довольно мало. Есть здание информационного центра с брошюрами, фотографиями и прочим научпопом (и, конечно же, сувенирами). Есть коротенький пешеходный маршрут по небольшому кусочку территории. Там можно увидеть пару мемориальных скамеек, одну антенну - зато довольно близко так, что можно и по лесенке подняться и руками потрогать, можно подойти к одному из зданий обсерваторий, возможно, административному, и, возвращаясь к туристическому центру, можно посмотреть на Солнце в настоящий маленький радиотелескоп. Увы, даже при полнейшем соблюдении инструкций увидеть светило в радиодиапазоне не удалось.
Так что наиболее впечатляющим объектом оказалась тарелка.
С фотографической точки зрения нам не повезло. Решетка была в неправильной конфигурации. Дело в том, что передвигая индивидуальные антенны - а стоят они на рельсах, проложенных в виде огромной буквы "Y", можно слушать космос на волнах разных длин. И если во время визита Андреевых тарелки были фотогенично сгруппированы, то в декабре 2016 года телескоп оказался в конфигурации А с максимально раздвинутыми антеннами.
Приглядитесь, и на картинке вверху помимо большой тарелки у левого края кадра увидите еще шесть крошечных, уходящих к горизонту.
Даже одинокая антенна - объект прелюбопытный, только вот фотографии слишком одинаковые получаются.
А нам надо было спешить дальше и успеть до заката в Лес Апачей. Никаких апачей там сейчас нет, да и на лес это место совсем непохоже. Здесь, на равнине недалеко от городка Сан-Антонио (не путать с одноименным большим городом в Техасе), Рио-Гранде течет вальяжно и неторопливо, разливаясь протоками и старицами, поросшими камышами. Именно сюда на зимовку слетаются птицы - журавли, гуси, утки различнейших видов. Летят, в основном, из Канады, но есть и дальнобойщики с Аляски, и птицы северных прерий и Скалистых гор, и местные жители - вот список.
На рассвете и закате большие стаи синхроно взлетают (или, соответственно, садятся на воду), и почти столь же многочисленные фотографы щелкают затворами.
Да сколько в небе стай минуло
Как нетрудно заметить, к закату мы успели. И да, это был лучший закат нашей поездки.
Птицы тоже были. Но давайте все-таки по порядку. Мы ехали от обсерватории на восток, а солнце тем временем спряталось за горы, хотя небо все еще оставалось синим. В заповедник мы въехали уже явным вечером и остановились у первого же пруда с журавлями.
Надо сказать, что это место оказалось одним из самых удачных как с вечера, так и следующим утром. Хотя мой объектив на пределе увеличения давал только силуэты.
В небе - там по счастью светлее и фокусироваться было легче.
И на воде. Но вскоре пришлось прекратить съемку. Из этого пруда в таком свете я выжала все, что возможно. И мы решили просто покататься по заповеднику и прикинуть, куда бы направиться завтра ранним утром.
Дороги в заповедники образуют длинную петлю вдоль реки с парой перемычек. Помимо проток и прудов там есть еще и поля, которые ежегодно засевают овсом, а созревшее зерно оставляют для птиц. Но вечером мы их даже не разглядели, да и из птиц увидели лишь припоздавшуюся стайку на совсем уже закатном небе.
Неожиданно повезло с закатом. Волны облаков отразились в спокойной воде.
Уже в темноте мы вернулись к месту ночевки - городку Сокорро. В этом городе живут астрономы, работающие на сверхбольшой решетке, и там же останавливаются многочисленные ученые-визитеры. Соответственно, там немало гостиниц (недорогих) и на редкость приличных для такого небольшого места среди безлюдных полей ресторанов. Весьма рекомендую Bodega Burger и не нам одним он нравится, хотя свежие отзывы не особо радуют.
Ссылки:
|