Кактусы и окрестности 29 декабря
| ...мы ехали через громадные поля кактусов. Это были «джайент-кэктус» – кактусы-гиганты. Они росли группами и в одиночку и были похожи на увеличенные в тысячу раз и поставленные стоймя огурцы. Они покрыты ложбинками, как коринфские колонны, и волосками, как обезьяньи лапы. У них есть короткие толстые ручки. Эти придатки делают гигантские кактусы необыкновенно выразительными. Одни кактусы молятся, воздев руки к небу, другие обнимаются, третьи нянчат детей. А некоторые просто стоят в горделивом спокойствии, свысока посматривая на проезжающих.
Ильф и Петров "Одноэтажная Америка" |
В последний день нашей зимней поездки мы наконец-то добрались до еще одного места, куда довольно давно хотели попасть, - национального парка Сагуаро. Я тут на секунду задумалась, а много ли парков названы в честь растений? Сразу вспомнились Секвойя (и Redwoods) и Joshua Tree. Это те, где мы были. А среди непосещенных таковых уже и нет. Что такое Сагуаро? Это гигантские кактусы, в изобилии произрастающие в Сонорской пустыне, а пустыня сия - это природно-климатическая зона, занимающая изрядные части Аризоны и Южной Калифорнии и продолжающаяся на север Мексики.
Кактусы, в том числе и могучие сагуаро, растут там повсюду, но в окрестностях Тусона их столько - как по количеству, так и по разнообразию - что решили создать национальный парк. Попасть в этот парк максимально легко - он находится на окраинах самого города. Почему во множественном числе? Потому что парк состоит из двух несвязных частей - восточной и западной. Западная поменьше и более цивилизована, но мы-то ехали с востока. Двойной выигрыш!
В прошлом году кактусов нам не хватило, зато в этот раз - с избытком!
Восточная часть парка намного больше западной и включает в себя не только пустыню с кактусами, но и предгорья невысоких гор Ринкон (ее официальное название Rincon district) и частично сами горы. Говорят, что там, наверху, сосновые леса, относительная прохлада и текут ручьи.
Но нас интересовали только кактусы. В информационном центре нам выдали карту, а на ней безумное переплетение пеших тропинок, отходящих от кольцевой автодороги Cactus drive. Немолодая дама-рейнджер очертила на карте петлю, примерно соответствующую Loma Verde trail, в ответ на нашу просьбу о примерно трех часах ходьбы среди наиболее впечатляющих кактусов.
Более-менее по ней мы и прошли. И впечатлились. Надеюсь, что часть впечатлений запечатлилась (intended, intended) на картинках, несмотря на неудачный свет и очень неудачное небо.
Сагуаро живут до 150 лет, выпуская первую боковую "руку" лет в 75-100, достигая высоты метров в 15 (некий рекордсмен вырос аж до 24 метров, но был повален бурей) и обхвата в 3 метра. Так гласит википедия. Внизу ж типичный большой кактус в парке. Не знаю, сколько в нем метров, и литров, и килограмм...
Справа же на переднем плане шипы растения appropriately named (Шишков!) Crucifixion Thorn - терновник распятия.
А вот так выглядит скелет сагуаро. Птицы, насекомые и прочие ящерицы селятся в живых кактусах, высверливая дырки в мягких тканях и прячась за решеткой из жестких волокон.
Это уже кактус-бочонок (barrel cactus). Иглы растут пареллельными волнами, а цветы образуют венчик на верхушке. Пишут, очень полезное растение. Аборигены ели молодые цветы, как капусту, использовали иглы для татуирования или в качестве шила, а сами кактусы выдалбливали и варили в них суп, опуская в получившиеся кастрюли раскаленные камни.
А это такая полянка-садик. Много разных видов кактусов в одном месте. На заднем плане те самые горы Ринкон и бессмысленное небо.
Дальше просто кактусы.
Это один из видов чойи (cholla cactus). А знаете, как эти москали ее называют - цилиндропунция!
Левый кадр иллюстрирует загадочную фразу, оброненную старшим сыном в раннем детстве: "Маленькие кактусы трусливцы большим." И не спрашивайте, что он имел в виду!
Справа же еще один вид чойи, называемый кактусом рождества в пустыне по вполне очевидной причине.
Тот же самый кактусовый садик поближе.
Chain-fruit cholla (как, как бы перевести?) с незрелыми плодами.
А это кактус рыболовных крючков (fishhook cactus) из рода маммилярий.
Парочка текстур.
И форм.
Опунции растут по всему юго-западу, но это не повод их не фотографировать.
Так умирают сагуаро.
И вылупляются подушечки для иголок (это еще одно имя fishhook кактуса).
Слева полное единство текстуры и формы, а справа лихой рейнджер, ведший за собой конную экскурсию.
Снова сагуаро крупным планом, перемежаемые стволами других пустынных растений.
Тонкое с шипами - это окотийо, который, оказывается, не совсем кактус.
А запутанный ствол - это, скорее всего, слоновье дерево (bursera mycrophilla).
А это единственное дикое млекопитающее, встреченное нами - чернохвостый или калифорнийский заяц (по-английски его зовут black-tailed jackrabbit или зайцем американских пустынь). Мы надеялись встретить диких свинок-пекари (здесь их зовут испанским именем javelina), но увы...
Экземпляр довольно крупный и совершенно непуганый.
Он медленно и грациозно прыгал на метр-другой, когда к нему подходили совсем уж близко, и снова собирался в комок.
Птиц мы видели немало, но сфотографировать удалось только местного дятла (gila woodpecker).
Среди кактусов можно провести намного больше времени, но нас ждали и культурные достопримечательности.
| В кафедральный собор мы попали к часу дня, но патер был так любезен, что немножко отложил свой обед. Он отпер собор, быстро и ловко преклонил колено и, поднявшись, повел нас смотреть стену с замечательными испанскими скульптурами. Мы стояли в запыленной кладовочке, где в беспорядке, как попало, на полках, на полу и шкафах стояли деревянные фигуры Иисусов, богородиц и святых. Фигуры были сделаны примитивно и бесподобно. Эти раскрашенные и позолоченные маленькие статуи поражали своим католическим великолепием.
Ильф и Петров "Одноэтажная Америка" |
Оказавшись совсем рядом с большим городом Тусоном, странно было бы ограничиться лишь природными объектами. Хотелось разнообразия. Одно место для посещения определилось изначально - про старую испанскую миссию Сан-Хавьер дель Бак (San Xavier del Bac) в одноименной индейской резервации писали и Алекс Миронюк и Лоран Мартр (автор Photographing the Southwest).
Зато второе (точнее первое) мы выбрали прямо в предыдущий вечер. Музей миниатюр The Mini Time Machine Museum of Miniatures имел достаточные хорошие отзывы на трипадвайзоре и заведомо сильно отличался от всего, увиденного в этом путешествии.
И вот едем мы почти через весь город "и входим наконец в большой, красивый красный дом, похожий на дворец."
Экспонаты своеобразны. Мы начали с фантазийной части. Такого количества китча, пусть даже очень маленького, я давно не видела.
Но потом стало лучше. И совсем старые миниатюры и современные имитации старины довольно любопытны.
Уж в этом чайнике нельзя,
Должно быть, воду греть,
Но как нам хочется, друзья,
На чайник тот смотреть!
Для фотографий там, увы, темновато. Вот еще одна дама (не пиковая ли?), и хватит.
Когда ж мы подъехали к миссии Сан-Хавьер дель Бак, небо неожиданно прояснилось. Площадь перед собором занимала индейская ярмарка, но мы поспешили внутрь.
Внутри же католические великолепие, смешанное с традиционным индейским искусством. Запомнился вертеп со странно диспропорциональными фигурками - гигантские Мария, Иосиф и младенец и полурослые волхвы и животные.
Вот три разных (но равно святых лица).
Мне больше всего нравится ангел с погремушкой.
На этом кадре небо не менее синее, чем на следующем. Грозовым оно стало от фотографирования прямо против солнца.
За углом прятался небольшой Св.Франциск Ассизский над фонтаном. Вечерело.
Пока мы смотрели на миссию, индейцы почти разъехались с присоборной площади.
Закат мы решили встретить в западной части национального парка Сагуаро, ехать туда от миссии было совсем недалеко. Мы даже успели заскочить в информационный центр, спросить совета, откуда бы поснимать закат. Нам ответили, что прямо с террасы центра будет лучше всего.
У нас было лишь минут 15-20, и мы стали терпеливо ждать заката. Я фотографировала кактусы в контровом свете
и своих спутников.
А на западе сгущались облака. Вместо заката нам досталось вот это.
Уже в темноте мы еще раз заехали в Тусон на ужин. Выбранный мною (и неплохой) ресторан Eclectic Cafe оказался практически за углом от музея миниатюр, что привело к четырехкратному проезду по одному и тому же длинному городскому маршруту, за что меня чуть не съели на десерт.
А потом мы спокойно доехали до аэропорта Феникса - всего каких-то два часа, откуда около полуночи улетели домой. Хорошая вышла поездка.
Ссылки:
|