5 апреля - Factory Butte and Moonscape Overlook. Capitol Reef NP - Fruita Area
Весь день 5 апреля мы собирались провести в национальном парке Capitol Reef. Разве что на рассвете решили заехать на уже посещенное место - Вид на Луну. Точнее, мне хотелось посмотреть на возвышающуюся над ним Гору-Завод (Factory Butte). Имя ей дали переселенцы из центральной Юты, которым она напомнила текстильную фабрику в городе Прово.
Вперед заре навстречу
| Еще повсюду на земле
Предутренний покой,
А мы шагаем неспеша
Дорогой заводской.
М. Матусовский |
Честно говоря, изначально мы к ней не собирались. Несмотря на популярность этого места среди фотографов, чужие снимки, включая иллюстрацию в "Photographing the Southwest", не вдохновляли. Но уж больно близка Гора-Завод к городу, да и дорогу мы вчера разведали. Вот и оказались мы на рассвете на Заводской Дороге. Имен у этой дороги несколько: Factory Bench Road, Factory Butte Road и даже Coal Mine Road. В любом случае - это большая хорошая грунтовка, идущая вдоль подножия столовой горы, и именно с нее съезжают на восток к обрыву над лунным пейзажем.
И надо сказать мои собственные рассветные фотографии Горы-Завода меня тоже не радуют. Вот лучшее, что вышло. Это маленький скальный отрожек на южном конце горы с North Caineville Mesa на заднем плане, сланцевыми осыпями со следами вольных квадроциклов - на среднем, и безымянными камнями - на переднем.
Что хорошо на рассвете - всё золотое, но зато и плоское, а главная красота Горы-Завода - рельефные осыпи в ее основании. Смотрите сами по порядку.
Вот мы ждем рассвета под горой. В небе есть краски, но облака маловыразительные.
Разве, что на востоке что-то клубится.
Первые лучи солнца на горе. Вот это я называю плоским.
И переключаюсь на отрожек. Он-то хорош, но далек, и картинки получаются шумными.
Можно сфокусироваться на кучке камней перед носом. Они вообще-то серо-бурые, но рассвет.
А если снимать гору и месу (Вот, кстати, подходящее время поговорить о терминах и их переводах: словом "butte" (бьют) называют возвышенность, чья высота меньше длины; а "mesa" - это столовая гора, длинный язык осыпающегося плато. Buttes могут образовываться различными способами, но наша Гора-Завод - это остаток от почти разрушившейся месы, тоже столовая гора), то опять же получается плоско.
В несколько расстроенных чувствах мы поехали на обрыв, посмотреть как выглядит лунный пейзаж ранним утром.
А вот Skyline View на рассвете мне понравился. Нет глубоких теней, но весь рельеф на месте и цвета приятные.
Золото на голубом
Собственно говоря просто картинки с той же точки, что и вчера. Без комментариев.
А затем мы поехали обратно к большой дороге и я увидела Factory Butte без слепящего золота. И это было по-настоящему хорошо.
Голубое на золотом
Мы ехали к горе, вдоль горы и от горы, останавливаясь через каждые сотню метров, я не могла оторваться от голубых складок, розовых осыпей наверху и золотистых барханов у основания.
И вот Factory Butte остается за спиной, дорога идет к северной Кейнвилльской месе.
Вот эта золотая земля - это пустыня, щебенка из глинистого сланца, из которого состоит Гора-Завод и обе месы.
Вот опять северная, уже из окна автомобиля, довольно быстро едущего по асфальту.
А это южная меса с раскидистыми тополями вдоль реки Фримонт, вдоль которой идет дорога.
А это само шоссе вьется между пустошей на подъезде к Capitol Reef NP.
А эти цветные холмы - на границе парка (и тоже сняты из окна едущей машины). Не смогла выяснить, из чего они сделаны, можно ли к ним подобраться, но выглядят очень интересно.
Такая вот удачная, хоть и не информативная, встреча рассвета вышла. Ссылок тоже мало.
Жалею, что не заехали на Марсианскую исследовательскую станцию. Опять же не понравились чужие фотографии, а место должно быть интересным, в том числе и визуально. Ну, будет за чем вернуться.
Заброшенные на риф
| Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
Hа высокий берег, на крутой
|
И вот, наконец-то, мы оказались в национальном парке Capitol Reef. В остальных национальных парках Юты мы побывали давным-давно, в Зионе и каньоне Брайса многократно, а вот максимальным приближением к Capitol Reef'у была наша со Светой Барской короткая вылазка на the Burr's trail в сентябре 2016. Почему так? - Парк этот сильно удален от всех городов с большими аэропортами, потому существенно менее посещаем вообще, а не только нами. Почти все, кто в нем оказывается, просто пересекают его по центру на пути из Брайса в Арки и Земли Каньонов по шоссе номер 24. Нет, конечно, они заезжают на обзорные точки и в информационный центр, осматривают сады первопоселенцев во Фруте и едят яблочные пироги по старинным рецептам. Самые умные сворачивают на живописную дорогу (единственную платную часть парка), а самые непоседливые разминают ноги на одном из коротких пеших маршрутов парка (увы, большинство на одном и том же). И все-таки едут мимо. А зря. Очень зря.
Capitol Reef оказался преинтересным местом, которому сильно не повезло с фотографиями. Большинство из того, что я видела до поездки, не вдохновляло, пока я не наткнулась на пост под названием "Birthday Weekend in Capitol Reef" в блоге adventr.co - тамошние картинки радуют.
В результате мы запланировали два полных дня в парке - в первый, подобно нормальным туристам, посетить центральную, легкодоступную часть парка, сходить на несколько недлинных маршрутов и поговорить с рейнджерами о состоянии дорог в Cathedral Valley, удаленной северной части парка, куда мы собирались на следующий день.
Почти всё прошло по плану. В парк мы въехали довольно рано, до основных масс народу и легко нашли место на стоянке у речки, откуда уходят три пеших маршрута: Hickman Bridge, Cohab Canyon и Rim Overlook & Navajo Knobs. Все три входят в список лучших маршрутов парка, два первых считаются умеренными, а последний, даже на первой части, - тяжелым. Мы собирались сходить к природному мосту (самая популярная тропа в парке!), а позже и в каньон. Но вышло все по-другому.
Свистать всех наверх!
В начальной части маршруты к мосту и точке обозрения совпадают. И даже ранним утром к Hickman Bridge шел сплошной поток туристов. Поэтому на развилке мы остановились и решили... сходить на Rim Overlook. А что маршрут трудный, так ведь недлинный. В случае чего повернем назад.
После развилки тропа довольно резво поднимается, и это единственное место на маршруте, которое можно назвать "тяжелым", правда, с изрядной натяжкой. Вполне себе умеренный подъем. Наверху на голом песчанике лежат крупные вулканические бомбы, а за ними правильный треугольник горы Pectol's Pyramid, названной в честь одного из основателей парка, мормонского священника по имени Ephraim Portman Pectol. Это один из наиболее фотографируемых видов парка и геологическая загадка. Местные горы состоят из осадочных пород. В книге "Hiking the Southwest Geology" утверждается, что булыжники эти порождены извержением горы Боулдер в пятидесяти милях к югу, а принесла их река Фримонт, которая за прошедшие века углубила каньон и течет теперь в паре сотен метров под нами.
Теперь и у меня есть канонический кадр, но плохой с пустым небом.
Вдоль тропинки я поснимала неяркую, но выразительную пустынную растительность. Недавно с удивлением выяснила, что повсеместный в парке кустарничек с серо-зелеными листьями бизонова ягода, научное название - шефердия круглолистая (Shepherdia rotundifolia) - является близким родственником облепихи, а два других вида шефердии - серебристую и канадскую выращивают в садах из-за ярко-красных супер-полезных ягод.
Опунцию все знают.
Как зовут сухие звездочки на левом кадре, мне не удалось выяснить. Поиск по картинкам в гугле вел исключительно на рифы, правда, на коралловые.
Кстати, о рифах. И в русском, и в английском языках слово "риф"/"reef" в смысле торчащих из воды или земли камней, преграждающих путь, пришло из голландского "rif", означающего ребро. В парке таким естественным, труднопреодолимым забором является гряда, идущая с севера на юг вдоль моноклинальной складки Waterpocket Fold.
"Capitol" же в названии парка относится к белым скальным вершинам, напоминающим купол вашингтонского Капитолия.
Этот кадр (вверху, справа) с пирамидой и корягой мне нравится несколько больше канонического с булыжниками.
А вот мы уже дошли до Rim Overlook - обзорной точки на краю обрыва. Если взглянуть вверх, то есть более-менее на север, там горы еще выше. Вот в правом углу кадра один из белых куполов, упомянутых ранее. Куда-то поперек кадра ведет продолжение маршрута к вершинам Navajo Knobs. Но туда мы не пошли (возможно, зря).
Зато посмотрели во все стороны с обрыва. Виды действительно хороши. Вот виден небольшой кусочек дороги номер 24, уходящей на запад, а по цветным холмам идет служебная грунтовка.
Под складчатой скалой с разноцветными осыпями у основания (см. заглавный кадр поста) расположен кэмпграунд парка - там машины и палатки стоят под фруктовыми деревьями - и видны зигзаги маршрута Cohab Canyon.
На этом кадре можно разглядеть под обрывом крышу информационного центра.
А мы разворачиваемся и идем обратно. Вот много белых скал.
Дойдя до развилки, решаем все-таки сходить к Hickman Bridge. И зря. Нет, сам по себе то ли мост, то ли арка, названный в честь еще одного из основателей парка Джозефа Хикмана, свояка Эфраима Пектола, весьма хорош. Но вот стоит он недалеко от большой дороги и на весенних каникулах народ туда идет, если и не как в мавзолей (это почетное сравнение отведено каньону Антелопы), то весьма близко к тому. Кого только нет на тропе! Старушка с ходунками, бережно ведомая то внуками, то ли правнуками, годовалое существо, только что научившиеся ходить, с пыхтением одолевает десятисантиметровую ступеньку, надутый тинейджер громко жалуется на неработающий телефон, дети промежуточных возрастов играют в догоняшки, школьная экскурсия плотно запруживают движение на пару сотен метров. И все они, достигнув моста, рассаживаются под ним и на камнях рядом с ним, так что без незнакомцев в кадре получаются только кривые ракурсы.
Хорошо еще, что дальний конец тропинки сделан петлей с односторонним движением. Поэтому просочившись под мостом, мы слегка оторвались от толп на пути назад. У него еще есть небольшой отворот с видами вдаль. И небо неожиданно расчистилось.
И на Марсе будут яблони цвести
Но отсюда надо уезжать и побыстрее. Поехали ж мы в сторону информационного центра и притормозили прямо на дороге из-за неплохого вида на замок. Именно так - The Castle - называется эта скала.
А это значит, что мы достигли Фруты (Fruita) - старого мормонского поселения, некогда славного своими садами. Люди ушли отсюда в 1969 году, а сады остались. По весне они цветут, а летом и осенью там созревают ягоды и фрукты, которые за небольшую плату разрешается собирать. За деревьями ухаживают работники парка.
Но сначала еще несколько кадров Замка с пустыми тополями и неожиданно заполненным красивыми облаками небом.
В информационном центре мы узнали, что проехать в Кафедральную Долину можно и дороги там, якобы, в неплохом состоянии (про это потом), и речка Фримонт, которую надо пересекать вброд, не сильно полноводна, хотя неясно, достаточно ли поднята наша машина.
А потом поехали в сады. На самом деле отъехали на несколько сотен метров и остановились у места для пикников на границе с садом. Увы, к плодовым деревьям подойти не удалось, делянки огорожены заборами, а калитки заперты на замок.
Снимать пришлось сквозь решетку. Ну, что вышло, то вышло.
Несмотря на то, что фруктовые деревья должны цвести с февраля по май, мы увидели только пару, что, по-своему, красиво.
Хотя я ожидала большего.
Зато огромные тополя, под которыми расставлены столики для пикников, не только оказались совершенным сюрпризом, но и не хотели помещаться в кадр. Возможно, из-за этого я их и не видела на чужих фотографиях. А они впечатляют. Снимать их надо с хороводом людей вокруг многообхватных стволов, а у меня лишь часть верхней части.
После обеда мы решили проехать по Scenic Drive, отложив вторую пешую прогулку на попозже. Живописная дорога сначала асфальтирована, а ближе к концу и в ответвлениях становится грунтовкой, немного ухабистой, но проезжей для практически любого автомобиля.
Название свое она вполне оправдывает. Во-первых, виды.
А во-вторых, разнообразные формы выветривания.
Каменные соты. Я заодно новое слово выучила, по-английски они называются tafoni. И по-русски тоже. Только еще реже употребляется.
И пустынный загар на скалах.
И фрактальные "дырки в сыре".
И пустынный загар похожий на китайского дракона.
И скалы весьма похожие на Длинный Каньон на Burr Trail'е.
Эта группа называется египетским храмом
А это просто придорожные виды.
Cassidy Arch Trail
Наконец мы определились со второй прогулкой. Выбирали между двумя недлинными и хвалимыми маршрутами: Cohab Canyon и Cassidy Arch. Протяженность их абсолютно одинаковая. Каньон считается средней сложности, а Арка потруднее. Зато оба входа на тропу в каньон расположены в очень посещаемых местах, а для похода к арке надо заехать в боковое ответвление живописной дороги под названием Grand Wash. Так что там должно быть народу поменьше.
В итоге выбрали арку. Совершенно не пожалели. Но и в каньон неплохо бы когда-нибудь сходить.
Итак, Cassidy Arch названа в честь известного бандита Бутча Кассиди, который сначала успешно грабил банки и поезда на Диком Западе, а затем годами скрывался от правосудия в самых диких местах того же самого запада.
Расположена она на стене ущелья, по которому идет дорога, и ее можно увидеть снизу. Но смотреть сверху куда интереснее.
Так же, как и тропа к Rim Overlook/Navajo Knobs, маршрут к арке начинается вместе с более легким и популярным маршрутом по дну Grand Wash. Совсем недолго они идут вместе, а затем путь к арке начинает резко подниматься по красным скалам.
Набор высоты происходит довольно быстро, хотя даже для меня не трудно. Похоже, что с оценкой сложности маршрутов в национальных парках слегка перестраховываются.
Камни же по-прежнему хороши. Что вблизи, что на дальней стороне Grand Wash.
А после подъема начинаются виды. На левом кадре вершина по имени Ferns Nipple. В отличие от загадочной Молли, один из сосков которой находится в Эскаланте, Ферн была подружкой Бутча Кассиди. Настоящие туристы на нее (вос)ходят, а мы ж только смотрим издали.
Та же коряга, что на правом кадре, только в горизонтальном формате.
Кстати о горизонте. Его завалил не фотограф, а сама природа. Мы находимся на Waterpocket Fold'е и все плато вместе с вырастающими из него горами ощутимо наклонено. Пишут, что западный край складки на пару километров выше восточного.
А вот и арка, но до нее еще пилить надо.
Это пока лишь оптическое приближение.
Небо тем временем совсем затянуло, но хоть не равномерно белесым, а вполне себе драматическими тучками.
Опять перекошенный пейзаж.
А в этом кадре (левом) даже человек имеется. И редкий кадр в противоположную сторону на север. Где-то здесь приходит тропа с милым названием Frying Pan, то есть сковородка. Я предположила, что она названа так в честь замечательных погодных условий летом на голом камне, но нет, всего лишь по имени каньона. А вот откуда взялось имя каньона, выяснить не удалось.
Вид на дорогу, по которой мы приехали к началу тропы. В кадре, помимо разноцветных осыпей, есть автомобиль.
Еще один очень пестрый пейзаж. И вот арка.
Она большая и толстая, и поверху можно ходить. Игорь прошел и сказал,что ничего интересного. Я ему поверила и не полезла.
Еще один вид соска Ферн с изъеденными камнями на переднем планe уже на обратном пути, а затем несколько придорожных кадров с очередным псевдоегипетским выветриванием.
Посмотрев на серое небо, мы отменили последнюю часть плана - встречу заката на обзорной площадке Sunset Point. И это единственное о чем я сильно жалею в этой поездке.
Когда мы проехали пару десятков миль на восток, тучи раздвинулись, и даже придорожные осыпи в самой невыразительной части были приятны глазу. Надо было хотя бы там остановиться и поснимать, но от досады поехали прямо на ужин. Лучший ресторан Хэнксвилла Duke's SlickRock Grill весьма неплох, рекомендую.
Надеюсь, что мы вернемся в Capitol Reef. Нам парк весьма понравился. И, может, удастся и закат увидеть.
Ссылки:
|