2 июля. Эдинбург или Tiggers didn't like thistles
На шотландскую землю мы вступили в Глазго, но в город не поехали. Разведчик Игорь, осмотревший оба южных шотландских "мегаполиса", сказал, что Эдинбург много круче. Поэтому мы забрали прокатную машину и покатили напрямую в столицу, благо что ехать там совсем недалеко - немного больше часа.
Кстати о машине, заказывали мы стандартную, а получили гораздо лучший мех вполне полноразмерный SUV фольксваген-тигуан. По-видимому, из-за редкости автоматов в Европе. Обычно бесплатному улучшению радуются, но в нашем случае ширина автомобиля вызвала повышенную нервозность водителя, которая прошла только под конец путешествия, а в первые три дня выражалась сплошным потоком ламентаций и проклятий за рулем. Впрочем, менять машинку Игорь отказался, а я доблестно совмещала обязанности штурмана и лоцмана, то есть орала и умоляла: "Правее, правее! Ну хоть немного ближе к середине... пожалуйста... Да не в эту полосу!"
Прошло все вполне благополучно, ни одной царапины, лишь пара заездов на полосу встречного движения и несколько наездов на поребрики. Но в первый день езду решили свести к минимуму - лишь добраться до снимаемого жилья, оставить тигуана под окнами и отправиться в город пешком. Игорь утверждал, что там недалеко.
Так и сделали.
И вот, что из этого вышло. Сняли мы комнату в северной части Эдинбурга, некогда бывшей отдельным портовым городом по имени Leith. То место, где мы жили, выглядело вполне себе обобщенным европейским городом, а квартира напоминала и мадридскую, и пражскую, и питерскую - не новый, но и недостаточно старый, чтоб приобрести характер и своебразие, дом в пять-шесть этажей, двор-колодец с помойкой, бельевыми веревками, чахлыми растениями в горшках и нещадно орущие по ночам чайки на крышах. Правда, чайки - это чисто Эдинбургское. До поездки я не понимала, насколько он близок к морю, точнее к заливу.
Но это я забегаю вперед. С квартирой и весьма милой юной хозяйкой мы встретились вечером, а сейчас пошли по большой улице Leith Walk в исторический центр. Первое, что мы увидели, оказалось польским магазином со смешным именем, за ним последовал турецкий цирюльник (парикмахеров и брадобреев в тех краях неисчислимо, и каждый помещает на вывеску страну исхода), контора стряпчих с типично шотландскими именами Ahmad & Nabi McMullan... Впрочем, рядом с испанскими тапас и тайским массажем попалась и одинокая церковь традиционного вида, и театральный паб под старину.
Но мы неумолимо движемся к центру, и вот над нами (и над гигантским вокзалом Waverley) появляются крыши старого города Эдинбурга.
Нам туда, вверх. Там знаменитая Королевская Миля. Пойдешь направо, выйдешь к Эдинбургскому замку, налево - к королевскому дворцу Холируд, а промеж них толпы туристов и сто один способ законного отъема денег у них.
И начались достопримечательности. Фонари и купола - пожалуйста. Экзотические аборигены - имеются. Двухэтажные автобусы? - куда ж без них. Эти, большие, смиренно дожидаются своих туристов у вокзала, а их близкие родственники, чуть короче и уже, без особых усилий протискиваются сквозь тесные городские улицы.
Здесь на левой картинке монумент Вальтеру Скотту. Мы на черную башню в жаркий день не полезли, но и на колесо обозрения не соблазнились, виды с замковых стен или одного из городких холмов должны быть не хуже. Справа же одна из вывесок уже на Королевской Миле.
К Миле можно подняться по относительно широкой дороге Bank Street, а можно просочиться сквозь какой-нибудь узкий поперечный проход, называемый специальным словом close. Если я не ошибаюсь, мы шли по Advocate's Close, названному в честь последнего лорда-адвоката всея Шотландии сэра Джеймса Стюарта, каковой лорд-адвокат действовал в конце XVII века, а сам проулок существует еще на полтора столетия дольше.
Я там все время пыталась что-то сфотографировать, но ничего путного не вышло. После чего долго искала убежавших вперед спутников на запруженной народом Королевской Миле. В конце концов мы воссоединились и пошли в Эдинбургский замок.
Замок оказался большим, но довольно бестолковым и не особо интересным. Может, любителям военной истории там и хорошо, а нам как-то так. Я еще и засыпать начала, пока ждала семейство, изучающее очередные казематы.
И виды с крепостных стен были так себе.
Игорь предложил посмотреть на замок снизу из садов под ним. Оттуда он действительно выглядет более внушительно, но по-прежнему нефотогенично при пустом белом небе. Зато в Princess Street Gardens растут розы невообразимых размеров и стоит фонтан с темнокожими нимфами, выкрашенный в безумно-бирюзовый цвет с золотыми украшениями.
В результате мы снова оказались недалеко от вокзала.
И снова поднимались на Королевскую Милю. По пути случайно проникли во дворик кажется теософского факультета, закрытый для туристов и почти что просочились в церковь.
Снова вышли к музею-аттракциону кривых зеркал "Камера-обскура". И даже получился семейный (авто)портрет.
Затем все-таки повернули налево и зашли в собор Св.Эгидия, покровителя города - надо ж, не подозревала, что довольно обычное имя Giles так на русский переводится. Внутри там пустовато и серовато, как предписано суровым шотландским пресвитерианством.
На картинках же справа одна из гаргулий при входе в собор, а слева вырванная из временной и географической последовательности вывеска известного ресторана под стенами замка.
Еще немного прошли по Королевской Миле
и таки зашли в музей. Эдинбургский музей детства весьма рекомендуют путеводители и на сети тоже хвалят. Так что я недрогнувшей рукой направила всех туда.
И что сказать? Он велик - несколько этажей, что весьма немаловажно - бесплатен, и богат экспонатами, среди которых попадаются прелюбопытные. Вот, например, лавка мясника в ненатуральный размер.
Есть, естественно, солдатики, плюшевые мишки, железные дороги... Больше всего, разумеется, кукол.
Меня интересовали старые детские книжки с картинками, которым отведен целый этаж. Но действительность не оправдала ожиданий. Все хорошее старое многократно переиздано, поэтому выглядят оригиналы как бледные (хорошо, выцветшие) подобия копий.
Но чего-то эдинбургскому музею все-таки не хватает. То ли безумия орегонского, то ли теплого лампового уюта колорадского.
Из музея мы продолжали путь на восток.
Солнце вылезло, стало припекать, я в очередной раз начала проваливаться в сон. Посидели в очередном университетском дворике. Прошли мимо церкви Canongate Kirk, увенчанной оленем с вишневым деревом крестом на голове.
Сама церковь была построена "всего лишь" в конце XVII века, а вот история с оленем куда древнее. В начале XII века король Дaвид I охотился в дремучем лесу на соседнем холме. Как водится, король заблудился в тумане и отбился от свиты, когда перед ним показался/чуть не забодал его прекрасный олень с крестом на голове. В память об этом событии/чудесном спасении было основано аббатство Святого Креста (Holyrood Abbey), вокруг которого выросло одноименное поселение. А уже в XVII веке был построен одноименный дворец, который по сей день является официальной резиденцией британских монархов в Шотландии.
Для туристов Холирудский дворец открыт. Но только тогда, когда в нем нет королевы, то есть примерно 50 недель в году. Как вы думаете, где была Ее Величество, когда мы подошли к восточному концу Королевской Мили? - Правильно. Во дворце.
В результате чего все подходы к нему были перегорожены барьерами, возле которых стояло немалое число полицейских, вежливо отпихивающих на положенное расстояние густую толпу туристов. Что все эти люди хотели увидеть, для меня осталось загадкой, а нам пришлось удовлетвориться новыми воротами и старой крышей, объединенными в геральдическое единство.
Оставалось только взойти на один из холмов. Их там два. Большой, совершенно голый называется Креслом Артура (Arthur Seat), подъем на него не особо сложен, но довольно долог, и плестись туда под солнцем совершенно не хотелось.
Решили обойтись холмом поменьше по имени Calton Hill. Он удачно расположен прямо над старым городом, а на его вершине расположены несколько культурно-исторических объектов: недостроенный Парфенон под названием Национальный Монумент, слегка похожий на маяк Монумент Нельсона, беседка-переросток под названием Dugald Stewart Monument, старая обсерватория, а еще больше важных зданий и прочих памятников рассыпаны по склонам и у подножия.
Поднимались мы на него длинной и опять же солнечной автомобильной дорогой. Наверху мое семейство полезло на ступени недопарфенона, а я удовольствовалась видами, лучшим из которых оказалась вся та же Королевская Миля, хоть и против солнца.
Вниз же мы направились короткой и тенистой тропой по лестницам. Там растут наперстянки и папоротники, а за деревьями стоит очередная церковь Greenside Parish Church.
И вышли практически сразу на Leith Walk, по которому и вернулись к ночлегу.
Осталось только выяснить при чем же здесь тигры (при чем чертополох к Шотландии - совершенно ясно). Бедный Тигра - это я. Абсолютно все знакомые, побывавшие в Эдинбурге, его любят. "Замечательный город!" - говорят. А вот мне как-то не очень. Ни в одно из мест, где мы побывали в этот день возвращаться не хочется. Не говоря уж про облом с королевой, не пустившей во дворец.
Хотела написать, что главным разочарованием стал Эдинбургский замок, но было и похуже. Если спросить моего мужа:
- Чем тебе так нравится Эдинбург?
Он ответит:
- Интересный город. Много всего. Посмотришь одно, посмотришь другое... Начнешь скучать, зайдешь в паб, попросишь полпинты. После третьего-четвертого раза уже не скучаешь.
Вот я решила последовать его примеру. По пути на съемную квартиру зайти в паб, попросить пол целую пинту, заодно и поужинать, благо, что на деловой улице Leith Walk пабы на каждом углу.
Сначала мы еще выбирали. Выбрали. Заходим внутрь, а нам: "С котами нельзя! Сколько лет этому молодому человеку? Извините, с детьми в паб нельзя."
- Что за чертовщина! - думаем. - В Сюррее можно, в Корнуолле можно, в Уэльсе можно, а тут нельзя. Может, у этого паба владельцы дурные.
Зашли в следующий. Нельзя с детьми. В третий... Тоже нельзя. Вечером у хозяйки выяснили, что во всем Эдинбурге нельзя, слава богу, в остальной Шотландии - можно.
Пришлось утолять жажду сангрией, а голод - сырами с мармеладом из айвы, бормоча под нос: "Мари, шотландцы все-таки..."
Меня с этим городом примирить сможет только (а) отмена идиотского правила, (б) открытие паба, куда только с детьми и пускают. Я даже название придумала (гуглом проверила - вроде нет): "Tigger and Thistle".
|