Чем сердце успокоилось
К последнему дню поездки все запланированное оказалось выполнено. Не в самом полном варианте, но возвращаться ни к Секрету Эдмайера, чтоб дойти до West Clark Bench, ни к Белым Скалам не хотелось. Развлечения пришлось придумывать на ходу.
Думали разведать дорогу к Cutler Point (он же Great Chamber) – фотогеничному алькову, куда водят экскурсии местные гиды, тщательно скрывая место и путь к нему от широких масс. Сейчас секрет раскрыт, а тогда друзья правильное название вычислили, но не были уверены, какие именно песчаные грунтовки образуют правильный маршрут. Спросили хозяев, но они про такое место не слышали. Она посоветовала сходить в каньон Lick Wash, где в это время года особенно хорошо, а он схватился за телефон и стал обзванивать друзей и знакомых: "Как, мол, так, какие-то туристы знают что-то, о чем местные жители не подозревают!" Через какое-то время вернулся к нам и сказал, что пара его друзей возят экскурсии в это место. Они говорят, что песок на мелких грунтовках очень глубок, даже на полноприводном пикапе ехать не советуют, и, нет, маршрут не выдадут, разве что вместе с экскурсией.
Мы подумали и решили поехать в Lick Wash, а по пути попытаться определить, где начинается секретная дорога.
Lick Wash Этот место устроено весьма похоже на Willis Creek Canyon, но идет через светлые породы, поэтому выглядит легче и наряднее. Зато узкая его часть короче и не столь разнообразна. А еще там хватает места для кустов и деревьев, так что по осени добавляются яркие краски от кленов и дубов.
Никаких препятствий там нет, и прогулка по Lick Wash подходит и семьям с детьми, и абсолютно неподготовленным людям. Идти можно как довольно далеко (полная длина маршрута туда-обратно 11 миль), так и повернуть раньше, когда каньон раскрывается, как сделали мы.
В широкий узкий каньон (и нет, это не совсем оксиморон, он недостаточно узок, чтоб считаться щелевым, но живописные теснины имеются) Lick Wash заходят с той же большой грунтовки Skutumpah Road, что и в каньон ручья Уиллис. Но он находится западнее, поэтому от Канаба едут не по Cottonwood Canyon rd, а по асфальтированной до отворота Johnson Canyon road, от нее ворону лететь каких-то 3 мили до Cutler Point, но сколько-то прямых тропинок нет. Возможно, никаких тропинок нет, а пропахивать свой путь по глубокому песку... Увольте покорно.
Весьма полезной оказалась местная туристическая брошюрка с достопримечательностями вдоль Johnson Canyon road.
Прямо у дороги есть пара арок: Lion Head Arch и Eagle Gate Arch. Обе они находятся на частных землях, так что ни подойти, ни снять что-нибудь вразумительное легально нельзя.
Первая остановка на карте не обозначена. Но как можно проехать мимо белой лошади на фоне красных камней?
Затем мы проехали место с забавным названием Crocodile/Hog Canyon Trailhead. Именно отсюда и начинается путь к Cutler Point, как я и подозревала. И остановились у "Ковбойской доски объявлений". Эту ровную скалу издавна использовали индейцы для сообщений, а потом и белые люди подтянулись.
Если свернуть направо в 9 милях от шоссе 89 у Nephi Pasture, на полноприводной машине можно доехать до красивой арки Inchworm Arch. Когда-нибудь в другой раз.
Поворачиваем на Scutumpah Road (она с этой стороны была в хорошем состоянии) и по ней доезжаем до начала маршрута в Lick Wash. За несколько миль до него, около большой фермы Deer Ranch задурил навигатор гугла, предлагая съехать с ровной дороги в распаханную пашню. Никуда съезжать не надо!
Эти белые полосатые скалы еще не каньон, но уже недалеко, правильный слой.
Ранним утром темновато, зато людей практически нет, правда, на стоянке кто-то ночует. В сети пишут, что Lick Wash очень удален, и с большой вероятностью никого там не встретить. Увы, боюсь, эта ситуация осталась в прошлом.
Но поначалу мы таки были одни в каньоне.
Когда на камень попадает свет, становится видно, что он светлый и золотистый.
А в тени все серое.
Стенки не отличаются изящностью форм, просто ритмичные полосы.
И довольно много углов.
В паре мест попадались исящные каменные соты – таффони.
Русло повсюду довольно широко, и даже щели вокруг единственного камня позволяют пройти беспроблемно.
А вот и деревья. Поначалу сосны.
А там, где стены расступаются, есть и разноцветные клены.
И света много.
Берега каньона здесь высоки и круты даже в открытых местах. Смотреть вверх можно, а подняться вряд ли.
Еще один участок поуже.
А в очередном расширении мы посмотрели наверх, на обкатанные снизу скалы. Трудно поверить, что вода поднимается на такую высоту, но другой версии у меня нет.
Здесь-то точно вода потрудилась.
Да и здесь, наверное, тоже. Хотя опять же высоко весьма.
А про эту сосну нам рассказала хозяйка дома, где мы останавливалась. Точнее, она рассказывала про сосны во множественном числе. Они, чтобы выжить на голых камнях, отращивают длиннющие корни, проникающие в любую щель, где может образоваться хоть сколько-нибудь почвы.
Этот корень существенно больше и живописнее остальных. А вот его дерево за верхней границей кадра вряд ли сильно выше меня.
Но до чего похожи извивы живого дерева и мертвого камня!
А затем каньон окончательно расширяется.
Кусты становятся выше, гуще и разноцветней.
Последний изгиб.
А дальше смотрим вверх.
И по сторонам.
Не будучи узким, каньон по-прежнему глубок, а стены его круты.
Местами довольно причудливы.
И даже разноцветны.
Вспомнив довольно бессмысленную часть прогулки по широкой части каньона тучья Уиллис, решаем повернуть обратно. Как выяснилось, рановато. Совсем немного не дошли до щелевого каньончика под неофициальным именем Slitherin Slot и одинокого пестрого худу над ним. Вот они на фотографии Рэнди Лангсраата, хозяина сайта adventr.co, куда я частенько захожу как за информацией, так и полюбоваться хорошими фотографиями.
Рэнди сходил в Lick Wash несколькими днями раньше. А нам и без худу хватило красок.
В обратном порядке стали разворачиваться перед глазами и объективами и высокие сосны над красными кустами и белыми скалами,
и изгибы камня, полностью освещенные в широкой части каньона,
но уходящие в прозрачную тень в более узких местах.
Несколько наклонных стволов. Один наверху
и два понизу.
И еще немного осени в каньоне.
А дальше всесезонные камни.
Мне очень нравится вот это место.
Заметить сложные волны можно только, поднимаюсь по каньону.
Каким-то образом пропустили те таффони, что снимали в самом начале прогулки, но зато мелкие дырочки теперь неплохо освещены.
И стены каньоны в узкой его части тоже залиты солнцем.
Последний кусочек каменных сот крупным планом,
и мы выходим к машинам. А там уже изрядное количество народу собралось. Правда, они только собираются идти в Lick Wash.
День еще до обеда не дошел, и надо бы еще куда-нибудь сходить. Пообсуждали и решили посетить еще одну часть Rimrock Hoodoos. Неофициальная тропа к ним начинается на шоссе 89, прямо напротив станции рейнджеров, где нам когда-то одолжили лопату для выкапывания из песка в первую поездку в Белый Карман. Билл Белвин, на чьем сайте была взята карта и информация, разделяет здешние грибы на две группы – нижнюю и среднюю, но граница весьма условна. Так что у меня они будут называться средними.
Middle Rimrock Hoodoos
Оставить машину удобней на северной стороне шоссе, там, около ворот для скота, есть место для нескольких автомобилей. За забором начинается хорошо утоптанная тропа. С нее надо будет свернуть довольно скоро под бело-красную стену. Тут уж есть худу, но их не очень много и все они недоступны.
Самый простой способ попасть к скоплению каменных грибов – пройти по гребню невысокого, но крутого холма. Там тоже можно заметить тропинку. Белвин пишет про возможный подъем по щелевому каньону рядышком, но мы ничего подобного не увидели.
А наверху сразу видны множественные худу.
Некоторые сидят высоко на обрыве, как невысокое худу в шляпе с полями на левом кадре, а к другим можно подойти поближе.
В какой-то момент тропинка раздвоилась и мы временно разделились. Игорь пошел поближе к стене, а я поднялась на очередной невысокий холмик, надеясь увидеть что-нибудь интересное.
Ничего толком не увидела. Разве что вот такие цветные наплывы.
И пока я фотографировала худу издалека, выкручивая зум у фотоаппарата,
Игорь прошел совсем рядом с ними.
Встретились мы в тени под скальной стенкой отделяющей эту долинку от параллельных ей. Помните картинку с обрыва? Отдыхая, даже поймали мимолетную огненную радугу на прозрачном облачке.
Слева кусок стены, дающей благославенную тень, а на правом кадре худу, к которым мы пошли уже вдвоем по Игоревой тропинке.
И побродили между них.
Худу здесь есть как белые, так и красные. Двуцветные тоже попадаются, но их немного.
И формы их довольно разнообразны.
На правом кадре одно из немногих худу с именем. Их у него даже два (оба неофицальные): Белвин называет его тощим (Skinny Hoodoo), а немецкий фотограф Стивен Синачке – длинношеим (Long-Necked Hoodoo).
Как его ни назови, а выглядит хорошо. И по расселине, где оно стоит, можно подняться на следующий уровень, что и попытался сделать мой муж.
Доверху он не дошел, сказал, что в принципе можно, но не очень приятно. Вроде бы попроще подъем в соседней выемке справа.
Цели свой – посмотреть на стройное худу сверху – он достиг, а я тем временем ждала его в тени красного каменного пальца (ну, или не пальца).
Еще дважды длинношеее без людей – на фоне осыпей и оврагов в сторону дороги и, наоборот, кадр снизу вверх в густо-синее небо. Догадаетесь, где чей?
Мы встречаемся и потихоньку бредем обратно.
Худу здесь много, со счета сбиться можно, а вот сфотографировать их непросто, особенно в середине дня. Мешанина в кадре получается.
Лучше, наверное, поместить на передний план ярко-красный гребень.
Или даже ограничиться одним худу.
Сюда б я, пожалуй, как-нибудь вернулась. Хотя еще больше хочется добраться до Леса Худу на верхнем уровне. Но на сегодня хватит.
А день все еще не заканчивается. Ходить, впрочем, уже не особо хочется. Идем по пути наименьшего сопротивления и едем в
Moqui Caverns
Про эту придорожную достопримечательность я вычитала незадолго до поездки, и мне понравились картинки. К сожалению, понравились они не только мне. А если учесть, что искусственные пещеры (в них добывали песок для стеклодельных мастерских в 70-х годах прошлого века) находятся прямо над шоссе 89 совсем рядом с Канабом, людей в них много. Короче, не рекомендую.
А как же картинки? – Картинки есть. На первой из них видно расстояние до дороги.
Так выглядит склон, по которому поднимаются к пещерам, и вход в них. Дорога тоже хорошо видна.
Лучше было б, чтоб песок под ногами лежал нетронутыми волнами, но при том количестве людей, что там топчутся, это совершенно невозможно.
Неровные стены хранят на себе следы взрывов, создавших пещеры
... и бесчисленные граффити.
Пишут, что количество наскальных надписей увеличивается.
Короче, потратить полчаса можно. Но не нужно.
Неподалеку есть еще одно рукотворное место под завлекательным именем Belly of the Dragon (Чрево Дракона). Если будем мимо проезжать, посмотрим наверное, но подозреваю, что и там все плохо.
Home sweet home
Напоследок покажу дом, где мы жили несколько дней. Расположен он на окраине Канаба и называется Burro Flats High Desert Lodge.
Энергичные и заботливые хозяева Селеста и Николас говорят, что их дом второй по величине в городе, не считая общественных зданий. Они его купили задешево, когда первоначальные владельцы не смогли платить ипотеку, отремонтировали, украсили и начали сдавать комнаты туристам, а сами проживают в обустроенном подвале с отдельным входом.
Селеста называет свою модель бизнеса "Bed and Breakfast without Breakfast", что вольно можно перевести, как "пансион без завтрака". На самом деле минимальная еда (маффины, фрукты и т.п.) по утрам на кухне есть, а кофе и чай есть весь день, но готовить для гостей хозяева не хотят. Зато предоставляют свою полностью оборудованную гигантскую кухню в пользование. И нас это вполне устраивало.
Как я уже писала, Селеста и Николас очень доброжелательны и общительны, но не навязчивы.Остановливаться у них мы решили из-за сочетания хороших отзывов и низкой цены, а уже потом, рассмотрев фотографии на сайте AirB&B, я увидала массу забавных деталей.
Прямо у входа стоит билльярдный стол, а над ним целая стена масок. И да, гости, могут пользоваться всеми играми и развлечениями.
Прямо у дверей "нашей" комнаты стоял игральный автомат. И пару раз мы видели молодых соседей, дергающих рукоятки. Внизу есть камин, большой телевизор, кажется, музыкальный центр, настольные игры, книги и туристические брошюрки. Где-то в подвале у Селесты прячется вязальная студия, и она ее показывает любопытствующим, но у меня не было особого желания смотреть. Вязание я забросила много лет тому назад – не носят сволочи!
А еще на заднем дворе пасется пара полудиких осликов. Неспроста дом зовется Burro Flats (burro по-испански и есть "осел"). Впрочем, Селеста сказала, что сначала было название, а осликов они уже потом завели.
Зовут их Donnie (уменьшительное от Donkey – "осел" уже по-английски) и Chocolate Bear (Шоколадный мишка). Характер у них так себе, к гостям ослики подходят только, если им еду предложить. Хорошо, что пучок травы подходит. Свой выгон они обглодали полностью. Там изначально росла такая же трава, как за забором, а сейчас истоптанный песок, как в пещерах Моки.
И нет, я их на морду не отличу. Но точно знаю, что на фотографиях есть оба. На правом же кадре необычный (для меня необычный, он вообще-то сам по себе обильно растет в американских прериях и полупустынях) вид подсолнуха Helianthus maximiliani, в просторечии "подсолнух прерий". Селеста, впрочем, выращивает его окультуренную разновидность.
А на следующее утро мы покинули гостеприимный дом и без малейших проблем сначала доехали до Лас-Вегаса, а потом долетели до дома.
Так закончилась прошлогодняя осенняя поездка, и наступает время для новой.
|