По серебряной нити
От залитых все еще жарким и безжалостным солнцем пустошей Нью-Мексико мы направились в лесистые горы южного Колорадо, надеясь на прохладу и осенние краски. Несколько лет назад мы с Игорем провели там пять дней осенних каникул и нам было хорошо.
Очень понравились места вдоль федерального шоссе номер 550 (того же самого, от которго мы съезжали в Долину Снов и А-Ши-Сле-Па), идущего с юга на север. Мы проехали тогда только отрезок между городками Юрей и Силвертон, известный под названием "Дорога на миллион долларов" (Million Dollar Highway), а нынче собирались возвращаться по ней в Нью-Мексико. Почему только возвращаться? – Мы не очень любим ездить взад-вперед одним и тем же путем, поэтому задумались о кольцевом маршруте.
Еще раньше, аж в 2010 году, мы проезжали национальный лес Сан-Хуан западнее по шоссе номер 193 и небольшой кусок этого же пути мы проделали и в осенней поездке, возвращаясь из Теллурида. Там хорошо, но хотелось чего-то совсем нового.
Когда мы планировали летнюю поездку в Колорадо, Игорь предлагал поехать в национальный лес Рио-Гранде к востоку от миллиондолларового шоссе. Информации про те места в сети до сих пор немного и картинки были не особо вдохновляющими, так что тогда мы выбрали Crested Butte и его цветущие окрестности, и совершенно не пожалели о выборе. А вот сейчас решили посмотреть, что там, на востоке.
Основная дорога с юга на север - шоссе номер 149. Имя у него тоже есть, и весьма поэтическое – Дорога Серебряной Нити (The Silver Thread Scenic Byway).
Слегка причесанный гуглоперевод перевод истории шоссе с сайта Sangres.som:
Большая часть маршрута сегодняшней живописной дороги Серебряной нити основана на участках двух платных дорог 19-го века, которые были построены для добычи полезных ископаемых и предпринимательской деятельности в горах Сан-Хуан.
В начале 1870-х годов между бизнесменами двух городов долины Сан-Луис: Сагуач и Дель-Норте существовало ожесточенное соперничество. К западу от них в горах Сан-Хуан нашли золото, и оба города хотели, чтоб добычу везли через них.
В 1873 году руководители города Дель Норте начали строительство платных дорог Дель Норте и Сан-Хуан по реке Рио-Гранде.
В 1874 году Отто Меарс (читать про матерого человечище Отто Меарса!) и городские главы Сагуаче наняли Эноса Т. Хотчкисса, чтобы построить одноименную платную дорогу, мучительный 130-мильный маршрут, извивающийся вдоль Озерной Ветви реки Ганнисон мимо нынешнего Лейк-Сити, а затем спускающийся через перевал Cinnamon Pass в долину реки Анимас. При прокладке маршрута около Лейк-Сити была найдена богатая золотоносная руда, что помогло профинансировать постройку.
Строительство дороги было начато 19 июля 1875 года и завершено в ноябре следующего года. В 1876 году под руководством Генри Финли дорога была улучшена, в результате чего среднее время в пути сократилось с трех до полутора дней на 81 милю. Регулярное пассажирское сообщение между Дель Норте и Лейк-Сити было начато летом 1876 года.
Поскольку спуск с перевала Slumgullion был очень крутым, осенью 1876 года девятимильный участок дороги был выложен поперечными бревнами диаметром 6-12 дюймов. Представляете себе, как на них трясло?
Когда в 1882 году железная дорога компании "Денвер и Рио-Гранде" достигла Силвертона, движение на платных дорогах резко упало. К 1885 году грузы в Лейк-Сити в основном доставляли из Сапинеро неподалеку от Ганнисона. В 1889 году рельсы проложили и вдоль Озерной Ветви до самого Лейк-Сити. Платные дороги оказались заброшены и быстро пришли в негодность.
В 1890-х годах новая, серебряная лихорадка началась в Криде. Туда устремилось множество людей, а дороги пришлось хоть как-то чинить. В 1913 году дорога Лейк-Сити - Крид была объявлена дорогой штата и начала получать средства на улучшение. С годами она становилась все более и более популярной, пока в 1960-х годах ее не расширили, а к 1984 году ее полностью заасфальтировали. В этот момент была проведена церемония перерезания ленточки в ознаменование завершения проекта замощения последних 7.5 миль, который стоил 1 295 883 долларов.
Населенных пунктов на ней – раз-два и обчелся. Есть шахтерский городок Крид в южной части, а прямо напротив – меньше двадцати миль, как ворон летит – Юрея расположен Озерный Город (Lake City), называемый самым удаленным городом нижних 48 штатов. Там-то мы и решили остановиться на пару ночей, посвятив целый день осмотру окрестностей.
А пока что выделили день на добирание дотуда с осмотром придорожных достопримечательностей. Их там есть, но не слишком много.
Из гостиницы мы выехали достаточно рано, чтоб увидеть остатки догорающего рассвета.
Затем ехали довольно долго и остановились у искуственного озера Big Meadows Reservoir, каковое и обошли по тропинке.
Само озеро лежит в зеленой долинке между лесистых холмов. Ели на холмах сильно пострадали то ли от грибковой инфекции, то ли от жуков-короедов и выглядят совсем мертвыми. Горные осины – аспены, совсем зеленые, заметно оживляют вымороченные склоны.
Прогуляться вокруг озера приятно, но ничего особенного.
За особенным и осенью едем дальше. Следующая остановка называется Крид (Creede). Чтоб подойти к этому городку, Дорога Серебряной нити делает резкий рывок в сторону в глубину узкой долинки.
Про Крид я узнала уже несколько лет назад из очень интересного, но весьма безалаберного журнала myocean11. У него куча информации по истории Колорадо (и не только), но отыскать ее практически невозможно – метки расставлены как попало. Так из двух постов про Крид (я поискала произношение на сети – все произносят односложно без гласной на конце) помечен только один. Я в результате нашла то, что хотела, но заодно потратила пару часов на чтение и перечитывание. Возможно, когда-нибудь и это пригодится.
А пока выдержки с благодарностью:
История возникновения городка, как вы понимаете, обычная для былинных времён 19 века.
Группа товарищей, не преуспев на фронтах золотопромышленного бума 50-80-ых годов, "кто не успел, тот опоздал", продолжили увлекательные поиски элементов таблицы Менделеева в ещё не оприходованных гастролёрами районах Колорадо. вот, начиная с 1889 года в этом диком Willow Creek каньоне были открыты огромные залежи серебра и прочих очень полезных ископаемых ...
" ... The Creede District has produced nearly 5 million tons of ore yielding over 84 million ounces of silver plus substantial amounts of lead, zinc, copper, and gold ...
За пару лет население вновь созданного городишки Creede превысило 10 тысяч человек.
К началу 1891 года The Denver and Rio Grande Railroad дотянули железнодорожные пути до Creede, и толпы вновь прибывших искателей приключений заполонили город. Игорные дома, салуны, танцевальные залы, bawdy houses (бордели) и прочие увеселительные заведения протянулись вдоль всей Main street.
Отмена Sherman Silver Purchase Act, снизившая, между делом, наполовину закупочные цены на серебро практически привела к закрытию почти всех шахт по добыче металла. " ... The repeal of the act in 1893 resulted in a collapse of silver prices, bringing about an end to the boom. After 1893, many mining camps became ghost towns ... ... Creede was the last silver boom town in Colorado in the 19th century ... "
Последняя в Колорадо Last Chance Mine закрылась аж в 1995 году.
И еще немного фактов в моем переводе:
Крид возник в 1889, когда мимопроезжающий Николас Крид остановился перекусить на поросшем ивами берегу ручья и обнаружил то, что стало the Holy Moses Mine. Буквально в одночасье лагерь первопроходца превратился в палаточный городок. А летом 1890 года население Крида возрастало по 300 человек за день.
А в 1892 году в Криде добывали за месяц серебряной руды на миллион долларов.
В 2010 году здесь проживало всего лишь 290 человек. При этом в городе имеются несколько музеев, включая подземную пожарную станцию и подземный же музей шахтерской истории, известный репертуарный театр и несколько художественных галерей. Весь городок является Национальным Историческим Округом.
В театр и музеи мы не пошли, а на галереи, как легко заметить, поглазели снаружи и решили из Крида уехать. Наш путь лежал в горы – главная и практически единственная улица городка уходит в узкий каньон Ивового ручья между двумя крутыми гранитными скалами и становится грунтовой дорогой под номером 503. Так начинается кольцевой маршрут Bachelor Loop, ведущий через 17 миль суровой Колорадской природы (увы, небо к этому моменту порядком обложило серыми тучами) мимо остатков многочисленных шахт и копей.
Справа одно из зданий Commodore Mine – наиболее сохранившегося рудничного комплекса.
Еще несколько развалин, которые я, к сожалению, не могу идентифицировать.
Я их снимала из-за живописности.
И даже, не уверена, что все они руины.
А у остатков Midwest Mine справа приходит дорога под номером 502. Начинается она в самом Криде и поднимается в горы вдоль восточной ветки Ивового ручья, в то время как 503-я идет вдоль западной. Изначально мы хотели проехать по ней до начала пешего маршрута Phoenix Falls Hike. Эта дорога, считающаяся проходимой для машин любого типа, прямо в городе выглядела (и ощущалась) так, что мы не рискнули туда сунуться на полноприводном пикапе. Верхняя же ее часть сразу описывалась, как джиповая. В результате мы оставили Тундру на перекрестке, а сами пошли побродить по лесным дорогам. Далеко мы не ушли – сказалась высота. До трех километров над уровнем моря тамошние места не дотягивают, но нам без акклиматизации хватило пары небольших горок, куда мы, пыхтя, все-таки забрались.
И поглазели по сторонам.
Вокруг было немного хмурой осени.
И даже какой-то вид встретился.
А потом вернулись к машине и поехали завершать Холостяцкую петлю. Осталось только написать, почему она так называется. Если я правильно понимаю, то сначала была шахта Bachelor Mine, рядом с которой вырос одноименный городок – Bachelor City. Любопытно, что официальное имя этого населенного пункта было Teller. Холостяцким городом его назвать не разрешили из-за существования такового в Калифорнии и, соответственно, возможной путаницы в почтовой системе.
Нынче от него остались лишь пара фундаментов и информационный щит при дороге.
При дороге же были и пара безымянных видов.
Затем выехали на асфальт и поехали к легкодоступному северному водопаду Чистого Ручья (North Clear Creek Falls).
Даже к нему мы умудрились проехать альтернативным путем, съехав с шоссе сильно заранее и крутясь по лесным дорогам. Так мы умудрились пропустить южный, менее интересный водопад, зато посмотрели на приятные места. Увы без картинок.
А вот у водопада я поснимала. Он и сам красив, и каньон его хорош.
И на дальнем берегу рощицы осин в осеннем цвете имеются.
А на ближнем – лишь кусты.
А потом уже поехали в Озерный Город. По пути остановились на обзорной точке посмотреть на панораму здешних гор. Три наиболее выдащихся острых пика называются: Wetterhorn (слева), Matterhorn (по центру) и Uncompahgre (справа). Первые два названы в честь одноименных пиков в Швейцарских Альпах, а третий – позаимствовал название, означающее "грязная вода" на языке индейцев-юте, то ли у одноименной речки, то ли у многочисленных мутных термальных источников около Юрея.
Последняя остановка на обочине у гигантского оползня Slumgullion Earthflow. Около 700 лет назад рыхлые вулканические туф и брекчия на южном склоне горы Mesa Seco съехали на несколько миль вниз после сильных дождей. А 350 лет назад на вершине горы начался второй медленный оползень, продолжающийся по сию пору. Его скорость около 20 футов (меньше 7 метров) в год.
Первый оползень был быстрым и катастрофическим. Он запрудил Озерную Ветвь реки Ганнисон. Так возникло озеро Сан-Кристобаль, на берегу которого и находится Lake City. Само же озеро является вторым по размеру естественным озером штата.
В Озерном Городе нас ждала квартирка на задах ресторана American Elk Grill & Inn, заказанная на AirBnB. Несмотря на хорошие отзывы и немалую цену, место это было для жилья малопригодно – чего стоит окно в ванной даже не заколоченное, а прикрытое фанеркой. В оправдание хозяев можно заметить, что зданием этим они владели всего полгода и всячески старались приукрасить как помещение, так и наше пребывание. Надеюсь, что им удастся не только удержаться на плаву, но и когда-нибудь отремонтировать старый дом.
Ссылки:
|