Второй день поездки, 23 декабря, мы собирались провести недалеко от Моаба, в основном в национальном парке Земля Каньонов (Canyonlands). Более точно в его самой легкодоступной части Остров в Небе (Island in the Sky). Опять поработаю википедией: этот замечательный национальный парк расположен на слиянии рек Колорадо и Зеленой (Green River). Они-то, естественно, и делят его на три части. На севере между рек находится Island in the Sky, знаменитый своими видами с высокого плато, куда несложно и недолго доехать по асфальту. Южнее, к востоку от реки расположены Иглы (The Needles). Ехать туда дольше, но и в эту часть ведет мощеная дорога. В Иглах немало прекрасных пеших маршрутов, ради одного из них мы с Игорем специально делали крюк в весеннюю поездку 2018 года, а на другой пойдем через несколько дней. Третья же большая часть (есть еще четвертая мелкая Horseshoe Canyon, знаменитая наскальным искусством индейцев) с говорящим названием Лабиринт (The Maze) расположена за рекой, все дороги ведущие туда не только неасфальтированы, но требуют полноприводных машин с умелыми водителями. Альтернативно в Лабиринт можно плыть по реке или идти пешком несколько дней. Мы там не были, но теоретически весьма хотим. В Остров в Небе и Иглы помимо асфальтовых дорог можно добираться и более сложными путями, но и это мы пока не пробовали.
Осталось объяснить множественное число в названии поста. Еще ближе к Моабу, параллельно Острову в Небе находится парк штата Dead Horse Point State Park. Он занимает длинный и узкий язык высокого плато над рекой, и виды из него весьма хороши как на рассвете, так и на закате.
На восходе можно еще снимать канонический пейзаж сквозь арку Mesa Arch в Island in the Sky, но как представлю себе несколько десятков фотографов на небольшом пятачке перед аркой... А в парке имени Мертвой Лошади (извините, не знаю, как толком перевести, дальше буду по-английски. Названием своим он обязан ковбоям, загонявшим на скальный выступ мустангов, а те умирали там от жары и жажды. И зачем это надо было ковбоям?) места для рассветной съемки предостаточно, да и потом можно будет погулять.
Так что рассвет мы встретили в Dead Horse Point State Park. Вот, собственно, тот вид на излучину реки и ступенчатые берега, которым славится этот парк. Обратите внимание на нитку дороги под нами. Это White Rim Road – стомильная грунтовая дорога вокруг всего Острова в Небе. Проехать ее было бы интересно, но необходимы либо полноприводная машина, либо горные велосипеды, несколько свободных дней и труднополучаемое разрешение от службы национальных парков.
Этот кадр снят еще до восхода.
Рассвета толком и не случилось, солнце вставало в облака. Зато фотографов в то холодное утро, было раз-два и обчелся. На всех моих картинках один и тот же фотограф, занявший самую высокую позицию и малоподвижный из-за штатива. Еще пара человек (не считая членов семей) бродили вокруг и в чужие кадры не попадали.
Это уже послерассветный кадр, но особых отличий нет. У меня подобных много, но ничего хорошего на восходе снять не удалось.
Можно поиграть с передним планом. Традиционно хороши можжевельники. Помнится, десять лет назад (мы тогда ночевали в здешнем кемпграунде и на обрыв приходили на закате) я снимала похожее, а может и то же самое, корявое дерево в другом ракурсе.
Последний кадр с непоколебимым фотографом
и мы идем на тропу Dead Horse Rim Loop Trail. Как понятно по названию, это кольцевой маршрут вдоль края каменного языка. Мы проходим его по часовой стрелке, начав с западной части.
Виды поначалу не особенно отличаются от того, что мы уже видели и снимали с обзорных точек на кончике каменного языка.
Постепенно появляются отличия в пейзаже, и в какой-то момент проглядывает солнце.
Очередной могучий можжевельник.
И много-много видов вниз. Наш путь ведет от одной обзорной точки к другой.
Мы побывали на всех, кроме Big Horn Overlook, куда ведет отдельная тропа, чуть больше мили в одну сторону.
А тут, увы, идентифицировать точнее не могу, виды с Meander Overlook, Shaefer Canyon Overlook, Rim Overlook и непоименованных точек на краю плато.
Надо сказать, что красные скалы и корявые стволы довольно похожи друг на друга вдоль всей тропы.
А меньше всего различаются широкие виды на речные изгибы и далекие берега.
В тени есть и остатки снега, слегка разнообразящие пейзаж.
На улице меж тем стоит заметный минус, сопровождаемый ощутимым ветром. Не знаю была ли эта прогулка самой холодной по градуснику, но по ощущениям точно. А мы еще и термос с чаем умудрились забыть на столе в вагончике.
Но от ходьбы удалось как-то согреться, да и солнце наконец-то вышло по-настоящему, когда мы отошли от края обрыва и мимо кэмпграунда и информационного центра пошли на другую сторону петли.
Резко изменился пейзаж, когда мы вышли на восточный берег. Там солнце в лицо, и, соответственно, цвета контрастнее, а тени чернее. Розово-лиловая мешанина на среднем плане скромно называется Behind the Rocks, а на заднем плане, прикрытые низкими облакам горы La Sal, уже за национальном парком Арки.
А вообще снимать здесь практически невозможно.
На этом участке тропы видны и разноцветные бассейны, где выпаривают калийные соли. Но, увы, видны плоховато.
Несколько кадров уже с самого конца тропы с очередным корявым можжевельником.
И без него, зато с мелкой каменной слойкой на переднем плане.
И напоследок всё в одном кадре. Полная петля, которую мы прошли – 5 миль, то есть около 8 километров. Для утренней разминки достаточно.
А мы уезжаем из парка штата и едем в национальный.
На Небесном Острове видов полно, а вот с пешими маршрутами так себе. Как я ни рылась в сети и в паре привезенных с собой книг (про Photographing the Southwest я в каждом втором посте писала, а вот похвалить Utah National Parks Arches & Canyonlands Day Hikes, написанных Энн и Майком По, чью Hiking Crested Butte Colorado мы любим и интенсивно использовали в соответствующем месте, самое время) ничего интересного средней длины найти не удалось. Так что пошли короткими маршрутами.
Игорь захотел посмотреть на Upheaval Dome, потому что ничего из прошлого визита не помнил. Я смутно помнила, что нам там не понравилось, теперь же помню это явно.
При этом объект весьма интересный, даже загадочный. Вывернутый Купол – это кратер диаметром 3 мили и глубиной в 1000 футов (5км и 300м соответственно), в середине которого торчит холм, похожий на вулканический конус, а стены представляют собой разноцветную мешанину. Вот маленькая, но информативная картинка из популярной статьи на сайте Utah Geological Survey
По ней видно, как перемешаны слои пород в кратере. Существуют две гипотезы его происхождения. Одна гласит, что Вывернутый Купол – результат "взрыва" соляного пузыря. Другая же, более популярная в последнее время, говорит, что кратер образовался в результате удара метеорита. Решающим аргументом в пользу космического удара послужили найденные то ли в 2007, то ли в 2008 году кристаллы сотрясенного кварца (shocked quartz), возникающие при высоком давлении, но ограниченных температурах при ядерных испытаниях или падениях метеоритов.
Вся эта история довольно интересна, но прочитать в интернете можно куда больше, чем на информационных стендах у начала тропы. Виды же на Upheaval Dome не отличаются фотогеничностью, разве что снимать с воздуха.
Остается упомянуть два тамошних пеших маршрута. Длинная петля Syncline Loop обходит Вывернутый Купол, а более короткий Upheaval Dome via Crater View Trail ведет к двум обзорным точкам. Официальная тропа кончается у первой, а путь до второй отмечен пирамидками-турами.
Мы пошли по короткому. Людей там много, правда, большинство доходят только до первой обзорной площадки. Виды, пожалуй, получше от второй, но ничего хорошего у меня не получилось.
Следующая остановка у невысокой горушки с гордым именем Aztec Butte. Холмов там на самом деле два – безымянный первый и сам Ацтекский Холм. На обоих есть старые руины. Естественно, никакие ацтеки здесь не бывали, а зернохранилища строили индейцы-анасази. При этом на главном холме помимо ничем не примечательных развалин на вершине, есть и "секретная" руина, прячущаяся под каменным карнизом и обрамленная двумя арками, путь к которой описан Мартром. Правда, он же писал, что недавно она пострадала еще сильнее и утратила изрядную часть фотогеничности. Ее-то мы и хотели отыскать.
Холм невысок, но встает он над совсем плоским плато, так что какие-то виды с него открываются.
Мимо скучной руины на вершине холма мы прошли не останавливаясь, нашли спуск под карниз. Почти сразу увидали какие-то сложенные камни, но это явно не то.
Пошли в обход. Сама изнанка Ацтекского холма выглядит довольно симпатично. Правый же кадр более ранний, с подъема.
Ближе. Здесь когда-нибудь будут арки.
Интересен и чешуйчатый "пол".
А вот и какие-то развалины рядом с аркой. Есть и еще один проем, не вошедший в кадр. На картинку из книжки похоже отдаленно. Но, может, это и есть результат недавних разрушений?
А дальше пройти не удалось. На довольно узком и скользком карнизе стоял знак, сообщающий, что дальше идти нельзя, склон нестабилен. Прикинув высоту, с которой придется лететь, мы повернули обратно. Так и не знаем, нашли ли мы ту самую руину, или она скрывалась за поворотом.
С горя сходили на меньший холм. Тамошние развалины прекрасно сохранились, но зато вполне себе стандарные.
Время до заката еще оставалось, я уговорила Игоря с Левой посмотреть и на знаменитую арку Mesa Arch. Под нее отведена большая парковка, на которой в зимней день народу было немного, но вороны, как водятся, были.
К арке ведет короткая кольцевая тропа. Она широка, посыпана гравием и местами есть удобные ступеньки. А вид в конце хорош в любое время суток.
Свод невысокой и плоской арки на рассвете загорается алым и обрамляет далекую и широкую панораму.
В другие же часы каменная рама ничего особого из себя не представляет.
За красными скалами мы поехали на Green River Overlook. В Photographing the Southwest это место называется закатным и рекомендуется как альтернатива стандартному Grand View Point Overlook. Я, наверняка, ничего не понимаю, но закатный кадр у меня получился ровно один (с вариациями, конечно). Солнце садилось прямо в объектив.
А в другую сторону ничего особо интересного не было.
Так что, слегка сожалея о сделанных выборах, мы поехали домой не дожидаясь голубого часа. Может, и зря. День вышел несколько бестолковый, но зато забытый дома в термосе чай так и не остыл полностью.
22 декабря. Арки от рассвета до заката | 24 декабря. Кораллы, риф и ни капли воды |