Кораллы, риф и ни капли воды

...он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный, густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные – в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» – «прекрасно» – «великолепно» – «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения

Грин "Алые паруса"

24 декабря мы отправились в "дальнюю" вылазку. Каньоны рифа Св.Рафаэля (St.Rafael Reef) известны существенно меньше, чем национальные парки запада. Мы про них узнали в 2018 году, тогда же прошли самую простую петлю Little Wild Horse - Bell Canyon.

Рифом называют более крутой восточный склон одноименной антиклинали San Rafael Swell. Это недлинное нагорье расположено к западу от Зеленой реки и тянется на 120 километров с севера на юг, в ширину оно достигает 64 километров, но вздыбленная часть – сам риф – существенно уже.

Сложен он из мягких песчаников Navajo, Kayenta и Wingate, из которых ветер и вода высекают утесы, купола и худу, а также прорывают узкие каньоны. Их там не просто много, а очень много, но большинство труднодоступны, как в смысле добирания к ним по пескам и буеракам, так и по сложности прохождения. Исключений немного и все они хорошо известны.

Любопытно, что каньоны Рифа Святого Рафаэля часто образуют естественные пары, по которым можно пройти кольцевым маршрутом: Ding/Dang, Cistern/Ramp, Crack/Chute... Именно в Crack Canyon мы направились по совету Наташи-hicago. Надо признаться, что ни до нашей вылазки, ни после нее этот каньон на чужих фотографиях (за исключением, разве что, Наташиных) не производил на меня особого впечатления. Причудливо изъеденные стены его выглядят, коричневыми, желтыми, в лучшем случае слегка розоватыми. А ведь в правильном свете они сияют множеством оттенков кораллового, розового и оранжевого. И зимой правильный свет длится часами. Похоже, что в другие времена года, это не так.

Но судите сами. Дальше много картинок и немного слов.

Вход в Crack Canyon находится на восточной стороне рифа, куда едут сначала по большой грунтовке Temple Mountain Road, а затем по Behind the Reef Road, на нее мы выходили, идя из Little Wild Horse Canyon в Bell Canyon, и она нам показалась малопроезжей. На сети пишут, что обе дороги в нормальную погоду преодолеваются на чем угодно, но Дорога-за-Рифом, согласно официальной карте BLM, ухудшается после Chute Canyon и требует полноприводной машины. Так что не зря она нам показалось весьма плохой в предыдущую поездку. Да и вообще высоко сидящая машина, не знаю был ли необходим полный привод, позволила чувствовать себя уверено на дороге с булыжниками и каменными порожками, пересекающей пару-тройку сухих русел. Всё это относится к Behind the Reef Road. А у ровной и широкой Temple Mountain Road есть панель хорошо сохранившихся пиктографов, куда мы заехали по пути.

У каньона мы оказались в среднеутреннее время. От того места, где осталась машина, до входа в интересную часть где-то около мили. В принципе, можно было бы подъехать и ближе – в сторону устья каньона ведут многочисленные колеи различной плохости, а вдоль них попадаются более-менее обустроенные (выложенные из камней кольца для костров) места для стоянки, но мы больше доверяем своим ногам...

Впереди узкое место, надо искать вход. Подошли к левому краю. Там ступенчатые спуски, первый где-то мне по грудь. Левка спустился, Игорь задержался мне помочь, а сын забежал вперед. Крикнул, что там еше один спуск потруднее. Затем тяжелый звук. Это он вниз прыгнул. Вроде в порядке. Спрашиваем, а подняться-то обратно сможешь? Отвечает: "Нет". Тут-то мы слегка занервничали. Но что делать? Вылезли наверх, стали другой вход искать. Тут же выяснилось, что справа каньон практически плоский, а там, внизу, и Левка ждал под причудливыми наплывами на стене.

Тут-то красоты сразу же и начались.

В наказание за безмозглость сын был поставлен позировать для масштаба.

Crack Canyon большей частью довольно широк, есть только три узких части, но главная его прелесть это стены, очень причудливо выветренные.

Например, вот так.

И при правильном свете, их цвет радует глаз.

Первая, и по разным отзывам, самая интересная узкая часть каньона начинается почти сразу.

Вот мы подходим в входу в "подземку".

Так называются узкие места полностью или почти полностью закрытые и сверху. Самое известное из них это Subway в национальном парке Зайон. Но есть и другие.

Наша подземка коротка и очень легка для прохода, но весьма хороша для глаза и фотоаппарата.

А вот камеры телефонов не очень справляются с цветом. На этом кадре, снятом Игорем, Лева сидит над подземкой, уже выйдя из нее. Мой телефон передает цвет чуть лучше, но с фотоаппаратом не сравнится. Так что дальше телефонофото только оттуда, где других вариантов не было.

Еще раз "крыша" подземки.

А теперь немного людей в каньоне. Это я.

А это Лева.

Там где каньон расширяется, можно и вверх посмотреть.

Высокие стены увенчаны башенками, шпилями и худу. Дальше есть и любопыная арка, но не все из нас ее видели своими глазами.

Местами широко настолько, что растут деревья.

И ветви, и трава неплохо подсвечиваются на фоне красного камня.

Выветривание на стенах по-прежнему есть.

Но становится менее замысловатым.

Мы дошли до следующей узкой части. А там оказались неприятные препятствия. И мне они не понравились. Так что мы разделились – мужчины пошли дальше, а я осталась их ждать.

Со скуки фотографировала, что попадется на глаза. Не особо интересные, но хорошие цветом каменные завитушки.

Вдруг на стене появилась загадочная тень. Черт с койотом. Я осмотрелась по сторанам, но не поняла, что именно могло бы ее отбрасывать. А через несколько минут она столь же внезапно исчезла.

А Игорь с Левой дошли до следующего расширения, откуда видно арку высоко на стене.

Неплохо видно, кстати.

По пути Игорь снимал всякие препятствия. Этот-то камень обходится легко.

А вот одно из этих мест и остановило меня.

Лева-то всё проходит прекрасно. Вернувшись, Игорь сказал, что и я бы там прошла. Дополнительный повод еще раз туда приехать.

А где-то в третьих теснинах они тоже повернули обратно.

А потом мы уже все вместе пошли назад.

И если свет и цвет на пути туда были хороши, то на обратном пути они были еще лучше!

И сказать-то тут нечего. Просто показать (и до чего сложно было выбирать, что именно показывать).

Естественно, много стен и их деталей.

Каньонопокорители.

Башенки и шпили на самом верху первого расширения, очень сильно приближенные.

Вот вход в подземку.

И сама она во всем великолепии густой закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов.

А это уже стена на выходе из каньона.

В устье его тоже попадаются любопытные камни.

Стены там осыпаются крупными кусками, и некоторые из обломков превращаются в камни балансирующие.

Вот так выглядит сама осыпь.

И еще раз внушительные глыбы.

Последним же кадром будет сама Temple Mountain и ведущая к ней одноименная дорога.

Несколько ссылок:

Возвращение к гоблинам

He found himself looking forward to the trip, for the roadway ran along the hills of Goblin Reservation. Not that there were only goblins there; there were many other of the Little Folk...

...с удовольствием думает о предстоящей поездке, потому что шоссе огибало холмы по границе Заповедника гоблинов. Там, конечно, жили не только гоблины, но и прочие существа, с древних времен называемые маленьким народцем...

Clifford D. Simak "The Goblin Reservation"

После дивного каньона Крэк у нас еще оставалось несколько часов дневного света. Решили показать Леве Долину Гоблинов. В этом парке штата мы с Игорем побывали в весеннюю поездку 2018 года, и нам там вполне понравилось. А главное, расположен он совсем рядом с каньоном, в том же самом рифе Св.Рафаэля.

На въезде в парк нас встретил неприятный сюрприз. Точнее, продолжение неприятного сюрприза. Совсем незадолго до нашей поездки парки штата Юты подняли цены на посещение. Раньше любой из них стоил 10 долларов, а нынче по-разному. Причем разница в ценах, на мой взгляд, не обоснована просто ничем. Например, Snow Canyon SP рядом с Сент-Джорджем с его разнообразными пейзажами и прекрасной инфраструктурой стал стоить $15 для туристов из-за пределов штата, а для местных жителей так и остался десяткой. А вот оба штатных парка в эту поездку – Dead Horse Point и Goblin Valley – задрали цены до 25 долларов за визит. Заплатили, конечно, но осадочек остался. И у рейнджеров в будке на въезде взгляды виноватые были.

В парке же решили сходить в Гоблинское Логово (Goblin's Lair). Это пещера, расположенная за основной долиной, на задней стороне невысоких горок, окружающих ложбину с гоблинами. Попасть туда можно двумя способами: крутые ребята спускаются по веревкам сверху, а для обычных смертных есть путь ногами. Рейтинг у него довольно высокий, да и в Photographing Southwest эта дыра рекомендуется.

Возможно, там неплохо ближе к середине дня, но в предзакатное время Зал Василиска (Chamber of the Basilisk – это еще одно имя той же пещеры) не был удачным выбором.

Путь к нему лежит по открытой, не особо интересной местности. Единственное исключение – Mollys Castle (на заднем плане на этом кадре) и скала с гоблинами наверху перед замком.

За стеной долины на запад лежит унылая и плоская пустыня. Вот одинокий и унылый гоблин, подтверждающий, что идем верным путем.

А когда мы дошли до подъема к логову, я, оценив его крутизну и неприятность, отправила мужчин на разведку – стоит ли карабкаться. Разведка донесла, что не стоит. Они честно долезли до входа в пещеру, а вот внутрь уже спускаться не стали. Темно там было, неинтересно и ногосломно. Можно на чужом видео посмотреть. Там же показана еще одна пещера Goblette's Lair (ну нет в русском языке феминитива для "гоблин"!). Мы и туда не пошли. Это дополнение к маршруту совсем свежее, его официально открыли в сентябре 2020. Пишут, впрочем, что сама пещера меньше и невзрачней, а подъем еще хуже. Вроде, есть еще и безымяные пещеры в количествах, но зачем туда лезть совершенно непонятно.

А мы повернули обратно. Солнце спряталось за скалы, потому их можно было поснимать и против света.

Выяснилось, что и изнанка долины гоблинов выглядит неплохо.

Хотя интересные детали расположены слишком высоко.

А затем в обратном порядке: Замок Молли

и скала перед ним. Как в загадочно-силуэтном варианте,

так и в стандартном, подкрашенном закатом.

Закат, он всё украшает.

А к парковке над основной долиной мы вышли, когда солнце уже почти село. На гоблинов попадали лишь последние отблески.

Их тела, обычно грязно-красно-коричневые, стали приятно оранжевыми, а земля под ними полиловела.

Игорев телефон, как водится, с цветами дурит (левый кадр), но формы передает.

А потом я осталась в машине, откуда сделала пару последниx кадров.

А Игорь с Левой ушли бродить меж гоблинов. Там и цвета улучшились настолько, что даже телефон с ними справился.

И ребенок среди гоблинов как родной вписался. По крайней мере силуэтом вылитый гоблин.

Мне этот заезд к гоблинам показался так себе, особенно после замечательного каньона. Но вот Леве там понравилось. Чуть ли не самое лучшее место во всей поездке по его мнению.

23 декабря. Острова в небе

25 декабря. Под-арки на Рождество

Все фотографии 24 декабря

Зимняя поездка на юго-запад 2020

Страница Белеградеков