24 декабря - Южные Койотовы Холмы (Paw Hole) и Глиняные Ложа
| – Я еще собиралась подняться на этот холм…
– Это ты называешь холмом? – снова перебила ее Королева. – Да я таких холмов навидалась, что этот перед ними – яма!
– Холм не бывает ямой! – не удержалась Алиса. – Это чепуха.
– Чепуха? – переспросила Королева. – Да я знавала такую чепуху, которая была толковей самого Толкового словаря!
Перевод Л.Яхнина |
Холм по имени "Дыра"
Именно так Дыра-от-Лапы (Paw Hole) называется южная часть Южных Койотовых Холмов. Нет, Красная Королева к названию не имеет никакого отношения, дырой называется небольшой водоем у основания холмов. Мы его, впрочем, так и не увидели. То ли высох, то ли на глаза не попался.
Эта часть охраняемой территории считается менее интересной, чем Cottonwood Cove, и посещают ее в основном те, кто не уверен в достаточной проходимости машин. Туда и дорога короче, да и пешком можно по пескам добрести.
Почему нас туда понесло? - Во-первых, мы там не были, а в Cottonwood Cove провели целый предыдущий день (и не хватило!), а во-вторых и главных, там тоже красиво. Только по-другому.
Скалы у Дыры-от-Лапы более однородны по цвету и форме и идут вытянутой грядой с юга на север. Вдоль нее-то мы и шли.
Обходить мы стали против часовой стрелки, то есть с западной стороны холмов. Вообще-то в сторону вот этих пирамидок
ведет относительно утоптанная тропинка. А если пройти вдоль нее, то и знак есть: "Маршрут здесь." Но Игорь нашел другую, не менее утоптанную тропинку у подножия более высокой, но менее интересной скалы, прямо у стоянки пересекающую колючую проволоку с помощью настоящей калитки. И решил, что надо идти туда. И тоже хорошо вышло.
А теперь вернемся назад во времени на часок-другой. К Койотовым Холмам (и Белому Карману) подъезжали с юга. Сначала ехали по асфальтированному шоссе 89А. Оно поднимается на довольно высокое Каибабское Плато, где в месте под названием Jacob Lake отходит дорога на северный край Большого Каньона. Он, впрочем, зимой закрыт. Там, наверху, сосновые боры, чистые озера... и толстый слой снега зимой.
В предрассветных сумерках на снегу можно встретить немало зверья. Вчера дорогу перебегали олени, а прямо у Jacob Lake деловито паслись дикие индейки. Сфотографировать их мне тогда не удалось - пока настраивала фотоаппарат, проехали мимо. Нынче же оленей не было, а птицы по-прежнему бродили вдоль и поперек шоссе. Снимать почти черные движущиеся объекты на белом фоне при недостатке света - задача еще та, но пару кадров удалось вытянуть.
Затем мы сворачиваем на большую грунтовую дорогу House Rock Valley Road. С юга она и идет по равнине, да и разбита поменьше - основной поток туристов доезжает до Wire Pass Trailhead, откуда идут маршруты на Волну и в самый большой в мире щелевой каньон Buckskin Gulch, а он существенно ближе к северному въезду. Правый кадр пересечен этой грунтовкой, кажется что до нее рукой подать, но 2.5 мили (4 км) по ОЧЕНЬ глубокому песку идти неприятно, а проехать не всякая машина сможет, а те, кто могут, поедут скорее к Cottonwood Cove. Наверное, поэтому мы оказались одни-одинешеньки в Paw Hole. И нам это очень понравилось.
Впрочем, поначалу ничего особо интересного под и за большой красной скалой не было. Ну, разве что тонкие каменные слои рядом, да неплохо подсвеченные алые фестоны над головой
и совсем уже высоко верхушка холма в мелкую каменную рябь.
Прошли еще немного и стало повеселее. Волнистое и диагональное придвинулось ближе.
И еще ближе.
А потом мы вышли в такое место, где высокие ребристые скалы изогнулись широкой дугой, которая, увы, целиком в кадр не помещается. Поэтому пришлось снимать по кусочкам с разной степенью приближения.
Муж мой все это время держал в руке навигатор. Навигатор знал несколько мест, где кто-то когда-то чего-то фотографировал, а Игорь пытался нас туда вести. Единственной преградой на пути была была вот эта довольно крутая и высокая скальная стена.
Так что мы продолжали идти вдоль ее основанию более-менее на север, надеясь либо перевалить, либо обогнуть ее.
Основание было довольно округлым и приятным глазу.
Повыше слои сближались и кривизна каменных волн уменьшалась, от чего изрядно менялась геометрия картинки.
На запад почти сразу начинался глубокий песок с редкими, но симпатичными останцами в человеческий рост или чуть выше, а на востоке по-прежнему шла сплошная стена, красивая но неприступная.
В конце-концов мы дошли до места, где можно было подняться на стену и перейти на восточную сторону холмов. Вот так каменные вигвамы выглядят сверху вниз.
А вот так - верхушки холмов вблизи
Наверху, впрочем, вместо чаемого спуска на восточную сторону гряды оказалось плато, над которым возвышались довольно высокие холмы невидимые снизу. Один из них походил на египетскую скульптуру, другие представляли собой абстрактную каменную мешанину, а совсем уже в небе было то, что очень хотелось увидеть - box rock - камень выветренный таким образом, что тончайшие его пластины образуют трехмерную решетку.
Не совсем понятно было, как туда подниматься. А пока я лениво обходила и фотографировала то, что попадалось на глаза на этом уровне, и скорбно думала про то, как не хочется карабкаться еще выше, Игорь нашел ложбинку с каменными клетками совсем рядом. И мы там провели какое-то время.
Каменные плавники там не толще бумаги и бесконечно хрупкие. Ломают их дождь и ветер, а мы старались не касаться их.
Цвет песчаника, как обычно, зависит от угла, под которым на него падает свет. И в тени цвет тоже меняется, ну или объектив видит его по-другому.
Еще немного вариаций цвета и формы, включая небольшую дырку в плавнике, торчащем над обрывом.
Искривленная, почти горизонтальная решетка на дне ложбины.
И вертикальные ребра разных видов по склонам.
Насмотревшись на каменное кружево, к сожалению, явно превращаемое в каменное крошево, мы решили поворачивать обратно.
В верхних слоях можно было бы еще побродить, но у нас были и другие планы. Сверху был хорошо виден симпатичный вигвам с альковом и к нему-то мы и стали спускаться.
По пути к холму с дырой мы встретили еще и дерево-дракона, и приятные глазу завитушки в очередной расщелине по пути.
Это, кстати, то же самое дерево, только под другим углом, менее драконистым. Зато фон здесь лучше.
Семейство мое резво пробежало мимо вигвама с пещеркой, а я зашла внутрь, и мне там понравилось.
И смотреть наружу тоже понравилось, только весь проем в кадр никак не влезает.
Пришлось опять переключаться на ближний план.
А потом удалось вызвать Игоря с Левкой в пещеру, и они уселись там подкрепляться.
А я пошла смотреть, что есть поблизости.
Поблизости можно было пройти по прочному каменному карнизу на довольно крутом склоне соседнего холма. И посмотреть вверх
Назад и на стенку прямо над головой.
А потом мы все-таки стали спускаться. И склон, по которому я только что ходила, снизу выглядел весьма и весьма.
И шли мы вдоль стены с диагональными каменными фестонами,
и все время оборачивались и смотрели на нее и на постепенно уменьшающийся холм-с-дыркой.
А видно его было еще долго-предолго. Почти до самого конца тропинки.
Там на пути еще попадались антропоморфные бревна
и фиолетовые кактусы. И уже за несколько десятков метров до выхода к знакомым красным пирамидам у начала тропы я отловила свое семейство и щелкнула на фоне соразмерного камня.
И вот мы вернулись к стоянке.
У нас оставалось еще часа 3-4 светлого времени, и был план, как их провести. Но об этом дальше.
Каждый желает знать
| ...тянулись гладкие песчаные холмы. Они налезали друг на друга, образовывали гребни и жирные круглые складки. Они были чудесно и ярко раскрашены природой в синий, розовый, красно-коричневый и палевый цвета. Тона были ослепительно чисты.
Ильф и Петров "Одноэтажная Америка" |
После Paw Hole мы направились в щелевой каньон под названием Wire Pass. Дело в том, что Игорь любит щелевые каньоны, а именно этот находится совсем рядом, он короткий, с легким доступом и хвалимый как в Photographing the Southwest, так и на многих сайтах в сети.
Wire Pass вливается в самый длинный щелевой каньон в мире Buckskin Gulch, поэтому через него уходят группы в многодневные походы, а еще путь к нему начинается от того же места, что и маршрут на Волну - недалеко от северного конца House Rock Valley Road. Там сделана большая (и весьма платная) стоянка, развешены карты и описания и расставлены указатели.
Мы на стоянку приехали с юга и по пути увидели очень красочные холмы-осыпи-badlands справа от дороги на некотором отдалении. Я про них читала на сайте TheWave.info, где они делят страницу с Old Paria Movie Set и называются House Rock Clay Beds, что приблизительно можно перевести как "глиняные ложа".
Правда, тамошние фотографии на меня впечатления не произвели, поэтому эти осыпи в наш изначальный список не попали.
А зря! Живьем они весьма хороши. Я их и из движущейся машины щелкала и даже на обочине останавливались, но решили все-таки пойти в каньон.
Вот пара картинок осыпей, снятых издалека при довольно высоком и ярком солнце.
Любопыно, что в предыдуших поездках в Белый Карман, мы не видели глиняных лож. В первый раз на пути туда слишком сконцентрировались на нахождении нужной дороги, да я еще не с той стороны сидела, а обратно ехали уже в полной темноте. Во второй же раз заезжали с юга и мимо них не проезжали.
И вот мы идем к щелевому каньону. Тропа широкая, пыльная, утоптанная и не особо интересная. В какой-то момент в сторону отходит тропинка с грозной табличкой: "Без пропуска не соваться!" - это для везунчиков. А нам дальше по сухому руслу.
Уже у самого входа в Wire Pass слева симпатичные камни похожие на мозг. Где-то здесь должны быть пирамидки, обозначающие обходной путь. Но мы их и глазами не заметили, и в кадре их не оказалось.
А вот и щелевой каньон. Сразу довольно глубокий и темный. Фотографии не получаются, да и черт бы с ними... Но очень скоро мы подходим к препятствию - там по скале надо вертикально спуститься на пару метров. Внизу лежит горка камней и торчит бревнышко. Я считаю, что это "типа лестница", но вот Игорь со мной не согласен и лезть не хочет. Ну и повернули обратно.
Это действительно была лестница, стоящая там с незапамятных времен. Спускаться по ней, пишут, легко, а вот насчет сложности подъема мнения различаются. Более того, для тех, кто карабкаться вверх-вниз не хочет, существует средней сложности обходной путь по верху каньона, отмеченный пирамидками-кейрнами. Но это мы уже задним числом выяснили.
А тогда, несолоно хлебавши, возвратились к машине. В нагромождение красных камней к северу от тропы решили не ломиться, а скорее уж вернуться к разноцветным осыпям.
Так и сделали. Там, где House Rock Road резко спускается с юга на север, можно с нее свернуть на восток и через несколько десятков метров оставить машину, а дальше идти ногами по заметной тропинке в сухом русле очередного ручья.
На небе тем временем образовались облака. Были они поначалу белыми и пушистыми.
И неплохо оттеняли разноцветные полосы на холмах. Любопытно, что цветов у тамошней глины много, и два соседних склона могут заметно отличаться.
А потом облака сгустились в белесую пелену и хорошего света уже не было.
Впрочем сами осыпи достаточно ярки. Они состоят из тех же пород Chinle Formation, что и Цветная пустыня в национальном парке Окаменевший лес, разноцветные осыпи Chinle Hills на The Burr Trail'е и свежепосещенные склоны у реки Пария.
Между отдельными группами холмов натянута колючая проволока. На этом кадре можно увидеть столбы.
Мы перелезали по чьим-то следам, но законопослушному сыну это не сильно нравилось. Зато так можно подойти к основанию осыпей и пойти между ними по явно различимой тропинке.
Между склонов хорошо.
Особенно, когда белесое небо в кадр не попадает.
Впрочем, в левом кадре без него никак не обойтись, уж больно хорош пушок на гребне.
В это время за облаками солнце опустилось совсем низко, надо было возвращаться.
Это у нас осыпи ближним и дальним планами в ранних сумерках.
Тут не только земля в полосочку.
Когда мы вышли из холмов, небо прояснилось, но солнце уже полностью скрылось за невысокими пригорками на западе.
Света еще как-то хватало.
Особенно для красных тонов, которые стали ярче в сумерках.
А еще через несколько минут трава и кусты посинели.
А мы как раз вернулись к машине.
Ссылки: |