2 апреля - Shiprock. House on Fire Ruin. Fisher Towers

Утро красит нежным светом
Стены древнего...

Василий Лебедев-Кумач

Скала-корабль и Золотая стена

Итак, вчерашним вечером мы решили придерживаться изначального плана и встретить расвет у Скалы-корабля (Shiprock) - одинокого монолита, расположенного около одноименного городка. Точнее, населенный пункт был назван в честь скалы, одиноко вздымающейся над плоскими землями индейцев навахо, которые называют ее Tsé Bitʼaʼí - крылатой скалой. И легенда имеется, куда ж без нее.

Некогда Скала-корабль была гигантской птицей, принесшей на своей спине предков навахо с севера в пустыни Нью-Мексико. Добравшись до своего нынешнего месторасположения, птица опустилась на ночевку и... окаменела. Древние навахо жили на вершине, спускаясь на равнину за едой и топливом. Занимались этим в основном женщины. Однажды разразилась ужасная гроза, молнии били в скалу. Они не только разрушили жилища, но и завалили тропы каменными обломками, так, что оставшиеся наверху воины не могли спуститься и постепенно превратились в духов. Индейцы сами не тревожат призраков и запрещают туристам. На Скалу-корабль нельза взбираться (пишут, что запрет был введен после несчастного случая с альпинистом в 1970 году и распространяется он на все горы на территории народа навахо). Также не разрешают ночевать в ее окрестностях и собираются всячески ограничить посещения этого места. Но пока что никаких препон мы не встретили, равно как ни живых, ни призрачных индейцев рядом со скалой. Туристов, впрочем, на рассвете там тоже не было.

Есть и альтернативные легенды о происхождении одинокой каменюки посреди равнин. Геологическая же теория говорит, что Скала-корабль - это вулканическая пробка (некк, жерловина), т.е. прочные породы, застывшие в главном жерле вулкана в незапамятные времена. Сам вулкан успел разрушиться до основания, а пробка его надолго пережила. Подобное скальное образование под названием Боргарвирки мы встретили в Исландии.

Надо сказать, что Крылатая скала производит намного более сильное впечатление. Она и выше на порядок, и от нее в разные стороны отходят дайки - скальные стенки, образовавшиеся тем же способом, что и сама жерловина. Во время извержения магма, состоявщая из более твердого материала, заполняла трещины в земле. Окружающие породы выветрились, а бывшие трещины стали стенами.

Одна из таких стен, ведущая от Скалы-корабля прямо на юг, отличается повышенной фотогеничностью на рассвете и из-за этого называется Золотой стеной (The Golden Wall). Именно вдоль нее мы подъезжали к Shiprock'у по совету Алекса Миронюка и снимала я ее не меньше, чем саму скалу.

Гостиницу в Фармингтоне мы покинули в полной темноте, чтоб оказаться под Скалой-кораблем с 15-10 минутным запасом до рассвета. Добрейший ночной портье приготовил нам невкусный, но насытительный и горячий завтрак к 4:30, и в 5 утра мы уже катили на запад.

Добираться до Shiprock'a совсем просто. Единственное, что гугл хоть и видит грунтовку, идущую вдоль Золотой стены, в упор не желает прокладывать маршрут по ней. Возможно, из-за индейских запретов. То есть от города Shiprock надо повернуть на юг по дороге номер 491, а затем на запад по индейской дороге номер 13. Это дорога асфальтирована и называется Red Rock Highway и через несколько десятков миль и один перевал приводит в Canyon de Chelly в Аризоне - еще один интересный парк на землях навахо, где мы еще не были. Но меня опять занесло. Ехать по 13 дороге надо 7.1 милю и повернуть направо, то есть на север на большую грунтовку. У нее есть номер IR5010, но о нем знает не всякий навигатор и никаких придорожных знаков нет. Она, естественно, довольно разбита, но ехать по ней не особенно сложно даже в темноте. Местами она разветвляется на параллельно идущие колеи, но они сходятся вместе.

На месте мы оказались чуть ли не за полчаса до астрономического рассвета, а реальные солнечные лучи появились на скале еще минут через двадцать. И все это в чистом, абсолютно ровном поле, без каких-либо возвышенностей на восточном горизонте.

Чукча в чуме Игорь у машины ждет рассвета.

Дождались. Небо над нами, к сожалению, совершенно пустое. Даже эта пара облачков на востоке скоро растворятся без следа.

И бесконечные, весьма похожие друг на друга картинки скалы и дайки.

Это я очень малую часть показываю. Все еще предрассветное.

А вот настоящий свет.

Многоколейная дорога 5010 на фоне Золотой стены, которая еще скорее розовая.

Золотится пока лишь сухая трава.

Пустое небо слегка оживляет полная луна.

Тут мы решили, что на рассветную скалу мы уже насмотрелись, стоит повернуть обратно и обратить внимание на стену. И вот оно, обещанное золото!

И существенно ближе. К дайке можно подойти и даже перейти на другую сторону, но там тень.

Этот же кадр без цвета

А с востока солнце заливает и стену, и скалу, и сухую траву.

Эти два кадра сняты с одной точке на довольно крутом склоне.

И у левого кадра есть черно-белая версия

А наиболее интересный, очень выветренный кусок Золотой стены находится прямо у выезда на асфальт.

Один раз съездить к Скале-кораблю было любопытно, а возвращаться не хочется. Разве, что пообещают замечательный рассвет или закат, когда будем мимо проезжать.

А повозка катилась все дальше и дальше на северо-запад в сторону Четырех Углов. И нет, на место стыка четырех штатов мы не поехали, где-то миль за двадцать свернули на север, в глубь Юты.

Ссылки:

Руина Горящего Дома

На юго-востоке Юты расположено плато по имени Cedar Mesa. Поверхность плато покрыта полынью, выносливыми пустынными кустами и деревьями и ничем не примечательно. Самое интересное прячется в многочисленных каньонах, промытых в слоях песчаника, один из видов так и называется Cedar Mesa Sandstone. Среди каньонов есть огромные Grand Gulch и White Canyon, в части которого находится национальный монумент Natural Bridges, где мы побывали в 2010 году. Есть более мелкие, но все еще известные каньоны, есть безымянные и труднодоступные.

Большинство из этих каньонов служили дорогами и укрытиями индейцам-пуэбло много лет тому назад. Индейцы строили там дома и зернохранилища и рисовали на каменных стенах. Руины и пиктографы ныне привлекают археологов и туристов на плато. Настоящие энтузиасты идут в многодневный поход в Grand Gulch. Мимоезжие автотуристы смотрят на придорожные развалины, в крайнем случае идут по официальным маршрутам и маршрутикам в национальных парках. Есть и промежуточный вариант - два недлинных каньона Mule Canyon и Road Canyon. Оба содержат изрядное количество руин, добраться до них несложно, идти по ним не слишком долго и в каждом из них есть по живописной руине недалеко от входа.

Историческим туризмом мы не страдаем, но вот посетить обе супер-фотогеничные развалины я хотела. Изначально планировали навестить оба в один день, переезжая из Монтичелло в Хэнксвилл, но затем по совету Глеба Тарро House on Fire Ruin стала промежуточной остановкой между рассветом на Скале-Корабле и ожидаемым закатом на Башнях Фишера.

Дело в том, что в каньонах хорошо снимать поздним утром, когда прямое солнце еще не попадает на стены и спрятанные в альковах строения, но отраженный свет делает из невзрачно-серого песчанника нечто золотисто-оранжевое, что вкупе со слоистой структурой камня, похожего на языки огня, и породило название "Горящий дом".

Мы с Игорем удивлялись, насколько мелкими были древние индейцы - даже мне внутри такого здания не встать в полный рост, а он у меня метр с кепкой. Ну, ладно, полтора с небольшим. Думали, что они туда заползали, как в палатку, только переночевать. Но все оказалось куда проще - это не дома, а зернохранилища.

Особого разнообразия ракурсов у руины нет.

И вертикальные кадры лучше горизонтальных.

Где-то на тропе стоит такой камень-собака, а естественная пещерка - явный прообраз строений, прилепленных к стене каньона.

Несмотря на относительную малоизвестность Mule Canyon людей там немало, уж больно близок он к большой дороге, соединяющей озеро Пауэлл с национальными парками возле Моаба.

И в Арках (Arches NP), и на Острове в Небе (Island in the Sky District of Canyonlands NP), а также в парке штата Dead Horse Point SP мы были в том же путешествии 2010 года. Надо сказать, что маршрут тогда мы построили хороший, хоть и не обладали нынешними источниками информации. Сделали лишь одну ошибку - в Иглах (Needles District of Canyonlands NP) пошли на неплохую, но далеко не самую интересную и красивую тропу - и в этот раз мы ее исправили. Но это я забегаю вперед.

Впрочем, красивые и интересные места не ограничиваются парками и монументами. В окрестностях Моаба много всего. В этот раз мы решили сходить к высоченным темно-красным Башням Фишера (Fisher Towers) на берегу реки Колорадо к северо-востоку от города.

По пути мы проехали и городок Монтичелло, где провели две следующих ночи. И отворот к Иглам, он расположен вот у этой пузатой скалы по имени Church Rock

На заднем плане видны заснеженные горы La Sal, которые я продолжала фотографировать на ходу, пока мы приближались к Моабу.

Ссылки:

Багровые башни Моаба

Рядом с городом Моаб в Юте расположены сразу два национальных парка - Арки (Arches) и Страна Каньонов (Canyonlands), точнее, часть парка Canyonlands под названием Остров в Небе (Island in the Sky). И еще парк штата Dead Horse Point. Во всех трех мы были в 2010 году и в этот раз туда не собирались. Спрашивается, зачем же нас понесно в Моаб?

Здешние красоты не ограничиваются парками. Совсем недалеко от города, который называют столицей приключений США, имея в виду всевозможные спортивные и адреналиновые разлечения - катание на джипах и горных велосипедах, сплав по реке Колорадо, скалолазание, наконец обычный пеший туризм - есть множество красивых и интересных мест, не столь людных, как официальные достопримечательности.

К некоторым из них доехать несложно (там, впрочем, и народа немало), к другим же без настоящего джипа и не доберешься. Нам нужен был недлинный маршрут (часа на 3-4) с хорошими видами во второй половине дня, и выбирали мы между Башнями Фишера (Фишер - это не рыбак, а фамилия старателя, жившего под ними около 1880 года) и Коронной Аркой (Corona Arch). К сожалению, в оба места мы попасть не успевали.

Победили башни. А к аркам - на том маршруте их несколько - мы еще когда-нибудь сходим, может, даже следующей весной. У Игоря, как выяснилось, в Моабе ежегодная конференция есть по смежной специальности.

Башни Фишера - очень высокие скалы темно-красного цвета, сложенные из нескольких видов осадочных пород. На самом верху более прочный слой Moenkopi formation, выветренный в причудливые формы, под ним более мягкий песчаник Катлера, образующий продольные складки, еще ниже глинистые конгломераты в более-менее горизонтальных волнах.

Башни очень известны среди скалолазов, которые приезжают туда на несколько дней и живут в небольшом лагере прямо у подножия скал. Для пешеходов проложен красивый маршрут, не особо длинный и сложный (около 5 миль в оба конца, набор высоты 600 футов, т.е. 200 метров, но это не учитывая локальные спуски и подъемы).

Вот туда-то мы и пошли. Вышли на тропу мы под ярким солнцем.

Но хватило его от силы минут на 15-20. Набежали тучки, и большую часть времени мы шли под плотно затянутым белесым небом. Это, конечно, приятно для ходьбы, но совсем не годится для фотографий.

Здесь слева четырехглавая скала Ancient Art, а справа - Kingfisher, худу же на переднем плане имен не имеют.

А вот и скалолазы, на самой замысловатой вершине Ancient Art, незатейливо названной Штопором (Corkscrew).

Справа на левом кадре самая высокая из башен по имени Титан (700 футов/ 213 метров), а две симметричные скалы называются Cottontail и Echo Towers.

А это уже виды от конца тропы. За Титаном она пересекает небольшой овражек, а потом идет по хребту над долиной Лукового ручья (Onion Creek Valley), дальняя сторона которой покрыта разноцветными осыпями. На правом кадре вид с рекой Колорадо за цепью башен. Оттуда-то мы и пришли.

Дальше вперемешку виды то на долину, то на башни.

И все было бы неплохо, несмотря на грустное небо, но поднялся довольно сильный ветер с песком. И, по-видимому, несколько песчинок попало в мой фотоаппарат. На матрице пару дней держалось пятно, небо на многих картинках пришлось подретушировать. Хуже, что забарахлил автофокус - с дивной избирательностью он отказывался работать (хорошо, хоть быстро двигающиеся объекты снимать не пришлось, успевала руками наводить на резкость). В процессе борьбы с техникой внечувственно удалось избавиться от мусора на матрице, а вот автофокус шалил до конца поездки. Дома же все прошло.

Река и дальняя стена долины поближе.

Еще одна панорама башен без Титана.

А это уже довольный Игорь у конца тропы. Там так и написано: Trail End

Последний далекий вид уже на Долину Замков (Castle Valley), она лежит за долиной Лукового Ручья (на среднем плане) и по ней проходит часть La Sal Mountain Loop - живописной кольцевой дороги, по которой мы проехали в прошлый раз.

Заката дожидаться мы не стали, даже к специальному фотографическому месту, описанному в "Photographing the Southwest" не поехали, а возвращались на юг к месту нашей ночевки - городку Монтичелло.

Попытались поесть в Моабе, но там у присмотренной заранее пивоварни стояла длинная очередь. Плюнули поехали в лучший ресторан Монтичелло, расположенный в лесу в 7 милях от города. Место любопытное, но еда мне не понравилась, да и официант (он же хозяин?) слишком болтлив. Не советую.

Несмотря на фотопроблемы, день вышел вполне себе.

Ссылки:

1 апреля - Valley of Dreams. King of Wings. Ah-shi-sle-pah

3 апреля - Chesler Park Loop in Needles District of Canyonlands NP

Все мои фотографии 2 апреля

New Mexico-Utah, Spring 2018 / Нью-Мексико и Юта весной 2018

Страница Белеградеков