Яркие аллеи
| Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей!
Эдуард Успенский |
В пятницу утром я покинула негостеприимный Motel6 и отправилась навеки поселиться к es_key. Добрая Света предложила освобождавшуюся гостевую комнату на мою последнюю ночь в Калифорнии и собственную компанию на все оставшееся время. Чем я воспользовалась с удовольствием.
Время мы решили проводить в городе и встал вопрос (заранее встал, а не в последний момент): а как именно его проводить? Основные достопримечательности я либо осмотрела в прошлые поездки, либо они меня так и не заинтересовали - ну, не хочу я в Алькатрас. В обсуждении появилaсь Башня Койта с ее расписными стенами. Но разглядывая старые фотографии, я поняла, что там я тоже бывала.
И тут же возникла идея посмотреть на граффити, явно в Сан-Франциско с ними должно быть хорошо. Быстрый поиск показал, что не только хорошо, а просто отлично! И это я еще тогда не наткнулась на великолепнейший сайт SF Mural Arts, ограничившись несколькими первыми ответами гугла. Все они в голос заявляли, нечто вроде: San Francisco’s Mission District has one of the highest concentrations of street art of any neighbourhood in the world. Over 500 murals from the early 1970s through to today touch upon a variety of themes from the social and political, to the historical and fun. Down alleyways, on main streets, in full view on large buildings and hidden in unassuming spots, there’s fantastic street art everywhere in the Mission District. Перевод: Концентрация уличного искусства в Мишн Дистрикт в Сан-Франциско одна из самых высоких в мире. С начала 70-х годов прошлого века и по сей день художники расписывают тамошние стены. Темы работ ранообразны: от социальных и политических до истории и безыдейных развлечений. В переулках и на главных улицах, на фасадах зданий и в укромных уголках - фантастические граффити есть повсюду в Мишн Дистрикт. Это была цитата с сайта The City Line.
Я предоставила Свете выбирать, куда именно мы пойдем. И она выбрала два места, расположенных неподалеку друг от друга, хотя мы все равно перезжали между ними на машине. Начали мы с
Balmy Alley
Этот переулок и его окрестности рекомендуются абсолютно всюду. И посмотреть там есть на что. А вот сказать мне уже совершенно нечего.
Под катом много картинок. Часть росписей удалось атрибутировать, но не все из них есть в обширном каталоге на сайте SF Mural Arts.
500 Years of Native Survival
Artist: Irene Perez
Location: Balmy Alley, Mission
Indigenous Eyes
Artists: Susan Kelk Cervantes, Nicole Emmanuel
Location: Balmy Alley, Mission
Безымянная работа безымянного автора,
но в каталоге есть
Без названия
Artist: Laura Campos
Location: 24 St & Treat Ave, Mission
U T'aan Noj Kaaj
Artist: Paulina Suarez
Location: 33 Lucky Alley, Mission
Слева здесь Surf Vatoes неизвестного художника
А еще в здешних краях немало ярко раскрашенных викторианских домов, ничуть, на наш взгляд, не уступающий знаменитым Painted Ladies. Впрочем, к здешним красоткам это название тоже применимо.
С фауной в здешних местах не очень. Разве что парочка бронзовых птиц.
А флора попадается.
Ко второму скоплению граффити мы подбирались издалека. Машину Света оставила на холме и повела меня взглянуть на панораму Сан-Франциско. За небольшим парком и рядами крыш вставал ряд небоскребов.
Прямо над нашей припаркованной машиной в чьем-то окне выстроились щелкунчики, мимо которых я пройти не могла.
Парк этот, как о весь окрестный район, обязан своим названием католической миссии Св.Фрациска Ассизского (Mission San Francisco de Asís, ее еще называют Mission Dolores в честь протекающего по соседству ручья Скорбящей Богоматери - Arroyo de Nuestra Señora de los Dolores). Вики пишет, что она является старейшим сохранившимся зданием Сан Франциска, равно как и старейшей из сохранившихся францисканских миссий в Калифорнии. Она пишет еще много чего интересного, но мне переводить лень. Про миссии, впрочем, есть статья и на русском, но, как водится, она существенно короче английской.
Народ в парке вовсю наслаждался солнечным февральским днем. Как индивидуально,
так и группами. До начала карантина оставалось несколько недель.
В саму миссию мы не пошли - то ли она была закрыта, то ли мы решили не отклоняться от плана. Вообще миссии оказались самой провальной частью поездки: в Сан-Хуан Батисту я опоздала, Монтерейскую променяла на морских слонов, а здесь даже и не припомню...
Осталась только пара картинок с куполом. Надо будет и внутрь заглянуть в следующий раз.
Затем я залипла у магазинчика разнокалиберных товаров "Фрукты-овощи". они выставили на тротуар много красивых цветов и цитрусов.
Цитрусовые радовали взгляд своим разнообразием, но цены тоже поражали. И совсем не радостно. Вспомнились строчки из детской книжки:
Здесь был бы, право, рай земной,
будь больше денег в кошельке.
Мы тоже ведь жили в Калифорнии, хоть и в южной. Но пришлось уехать. В основном из-за финансовых соображений. Мне ее потом долго не хватало.
А мы тем временем приближались к еще одному очень известному скоплению граффити в переулке
Clarion Alley
Эта роспись называется Opium Horizons
Художник: Chor Boogie
Там картинки еще интереснее. Но давайте по порядку. Первым делом нам попался полностью расписанный дом, причем, расписанный в едином стиле.
Называется он The Women’s Building и является женским общественным центром. Роспись же его образует единую композицию с собственным именем The MaestraPeace Mural. Известны имена художниц: Juana Alicia, Miranda Bergman, Edythe Boone, Susan Kelk Cervantes, Meera Desai, Yvonne Littleton и Irene Perez.
Кусочек ничем не примечательного домика напротив. Просто понравилось сочетание текстур и цветов.
А мы приближаемся к знаменитому переулку. Уже весьма интересно. Местные граффити социального посыла не несут (пока что), но это-то и хорошо.
Не говоря уж о большем разнообразии. И публика тоже любопытная.
Черно-белая безымянная работа
Artist: Joel Weston
Location: Sycamore St and Valenvia St
И рядом с ней
Cala Lilies (2014)
Artist: Jet Martinez
Много мелких интересных рисунков. Даже фонарный столб не остался обиженным.
И вот мы у входа в Clarion Alley. На глухом простемке углового дома находится Mojo Man, написанный в 1996 году Кеннетом Уертой (Kenneth Huerta).
А под ним Ho, написанный Bangkit/Arise и Nano Warsono
Дальше росписью покрыто все.
Mobb Girl
Художницу зовут просто Нина
Вот, например, недвусмысленная дверь (ее зовут "мы все отсюда вышли"), расписанная художницей Danielle O'Malley.
Напротив же была подвальная галерея, куда мы зашли и вышли обогащенные, кто книжкой, кто картинкой. Мне достался один из многочисленных вариантов Tree City (мой мне нравится больше выставленного на сайте), а Свете - копия "The Last Garibaldi" с надписью "Stay surreal!" Тем же, кому лень ходить по ссылкам, напишу что художника зовут Doug Rhodes. А вот на стенах его работ практически нет. Только еще одна версия Tree City у входа в галерею.
Есть много чего другого. Кое-что удалось найти в каталогах. И да, на фотографиях, естественно, далеко не всё. А в этот пост попало еще меньше.
Flying In
Художники: Chris Granillo, Creature, Ex-Vandals
Знакомьтесь Terminator cop/Samurai skull
Artists: Mike Reger, Kenshin Tomoshima
The Tigers of Wrath Are Wiser Than the Horses of Instruction
автор Майк Ритч
Интересно, имеет ли эта строчка из Вильяма Блейка отношение к ослам терпенья и слонам раздумья?
Здесь справа
Lo llevas por dentro (то, что ты несешь внутри)
Artist: Jet Martinez.
Про нее есть отдельная статья.
Последний кадр. Нам, впрочем, более чем хватило.
И поворачиваем обратно к машине. По пути попадается забавная ливневая решетка.
А затем в обратном порядке. Дом женщин.
И еще раз вид на город от Mission Park.
Но день на этом совсем даже не кончился.
Ссылки:
POPOS и MoMA
| – ОПУП! – воскликнул я. – Какое неблагозвучное название. Такие нелепо звучащие сокращения нередко употреблялись в Двадцатом веке, но ныне, когда существует Наименовательная Комиссия, состоящая из Поэтов-Добровольцев…
Вадим Шефнер "Девушка у обрыва" |
На граффити в знаменитых переулках мы посмотрели с удовольствием, настала очередь менее известных мест, выбранных Светой. Еще до поездки она рассказала мне про POPOS (Privately Owned Public Open Spaces) - систему укромных уголков, расположенных в закрытых двориках, пешеходных проулках, на террасах и крышах офисных зданий в даунтауне, куда может попасть каждый. Зачем туда попадать? - Отдохнуть от суеты большого города, встретиться с приятелем, перекусить или выпить кофе...
Именно кофе мы пили в первом из них Westfield Sky Terrace, расположенном на крыше одноименного торгового центра. Его считают самым укромным из всех POPOSов, поэтому даже Света там была впервые. Надо сказать, что кроме скрытности это место ничем не примечательно - ни особого дизайна, ни вида.
Зато вторая крыша по имени One Kearny не только позволяет полюбоваться городским пейзажем в разных направлениях, но и сама украшена симпатичной мансардой.
Машину мы оставили на некотором расстоянии от даунтауна, там, где Свете удалось найти бесплатную уличную стоянку. И пошли в сторону шпилей и подъемных кранов.
Единственный кадр с Westfield Sky Terrace. Этот одинокий красный цветок весьма оживлял бетонную архитектуру. А вот выяснить, как его зовут, мне не сразу удалось. Гугл бездарно предположил, что он является гибискусом, а в море "похожих" цветов, бутонов и ягод только на одной фотографии было то же самое растение. К сожалению, на сайте не было никакой ботанической информации, лишь географическая. Так что теперь я знаю, что такой цветок водится в Австралии в одном из парков западного Перта. Но я-то их точно и поближе встречала.
Словами искать оказалось проще. Это растение называется Анигозантос, или Кенгуровая лапка (лат. Anigozanthos) и родом оно действительно из Австралии.
Затем пара уличных картинок, пока мы шли от одного POPOS'а до другого.
И вот мы уже на крыше One Kearny.
Кто-кто в теремочке живет?
Смотреть можно вниз
и по сторонам. Одно из зданий по соседству напоминает сталинскую высотку, но стоит слегка повернуть голову, и вид становится безусловно американским.
Мы снова на земле. И Света влечет меня дальше.
Фотографировать получается только вверх.
Пока мы не выходим на небольшую площадь. В одну сторону невысокое здание с интересными деталями. Это Музей Современного Искусства (MoMA - Museum of Modern Art).
В другую - кирпичная церковь. Под правильным углом она почти сравнивается ростом с высоким зданием за ней, хотя на деле не достигает и половины.
Ни в музей, ни в церковь мы не идем. А идем в небольшой парк под названием Yerba Buena Garden. В нем находятся еще два произведения искусства, которые Света хочет мне показать.
Но сначала я застреваю у искуственного водопада. Точнее за ним.
Это, конечно, не Сельяландсфосс, но сквозь текущую воду и бетонные коробки выглядят довольно привлекательно.
А вот и первая из скульптур. Shaking Man (Рукопожимающий), отлитый в 1993 году Терри Алленом.
Мы хором сожалеем о почившем в бозе сообществе organ_bank, где многорукому и многоногому чудаку нашлось бы достойное место.
Многослойность же лица напоминает одну из любимых масок (надо ее когда-нибудь толком сфотографировать) - вариант знаменитой трехликой до-ацтекской глиняной скульптуры.
Пересчитывать все эти пальцы - занятия неблагодарное.
Вот и идем дальше. Следующая скульптура Urge to Stand (Стремление встать), созданная Чико МакМерти (Chico MacMurtrie) изначально была двигающейся. Но потом заржавела, и механический человек на глобусе застыл в позе лыжника.
Чем вызвал у меня острое узнавание. Я закричала, что у меня есть в точности такой же кадр. Как выяснилось, память меня подвела кадров было два. Правда, сняты они были практически одновременно. И в моей памяти склеились в один.
Не правда ли похоже?
А это вовсе не скульптура, а просто угол дома неподалеку от того места, где мы оставляли машину.
Ссылки:
В багрец и золото
Граффити, POPOSы и забавные статуи остались позади, а длинный февральский день и не думал кончаться. Равно как и наше стремление к прекрасному. Была запланирована еще и выставка текстильного искусства разных народов, открывавшаяся прямо в этот вечер в Форте Мейсон, бывшем некогда военной базой, защищавшей Золотые Ворота, а ныне ставшем центром культуры и искусств.
Но сначала довелось увидеть мимолетное шоу в небесах.
<Закат начался, когда мы ехали к форту. Золотой свет стремился в перекрестные улицы. Не смогла удеражаться и щелкала из окна движущейся машины. И даже оставила пару кадров.
А когда мы въехали на территорию центра искусств, то сразу остановились и взобрались на холмик. Там в одну сторону были Золорые Ворота, отрабатывающие свое имя.
А в другую - просто крыши домов, тоже позлащенные под потемневшим небом.
В самом небе был подсвечен лишь край облачной гряды.
Затем мы поехали в глубь форта искать павильон с текстильной выставкой. Света высадила меня рядом с ним, а сама поехала парковать машину. Я ж в ожидании фотографировала остатки заката.
Тучи к этому моменту покраснели.
Впрочем, если взглянуть на небо пошире, то цветов будет больше. И в небольшой канавке тоже отразился полный спектр уходящего солнца.
А вот на текстильную выставку мы не попали. Билеты в день открытия стоили аж по 80 долларов на нос, что показалось неоправданным.
Пошли слоняться по форту и прямо в соседнем павильоне натолкнулись на бесплатную выставку.
Художника зовут Рашад Ньюсом (Rashaad Newsome) и, нет, к нынешнему губернатору Калифорнии отношения он не имеет, хоть и биографию по нынешнем временам имеет самую козырную - черный, квир, из небогатой рабочей семьи. Впрочем, какое нам дело до биографии, когда перед глазами развертывались яркие и странные объекты искусства. На выставке под названием To Be Real (я только сейчас внезапно поняла как рифмуется этот девиз с автографом Дага Родса на светиной книжке) были преставлены коллажи, скульптуры и нечто мультимедийное, на что мы, честно говоря, внимания не обратили. И все это на фоне вызывающих стен и пола. Насколько я понимаю, обои и ковровое покрытие были сделаны специально для этого проекта на основе коллажей Рашада.
Пока мы глазели на развешанные по стенам картины, из глубин павильона вышла девушка с огромным клеенчатым баулом на плече и объемным зеленым париком в руках. И полностью вписалась в экспозицию.
У дальнего конца (всего-то два зала) выставки скульптура лежащей дамы указывала стройной ногой в индустриальные коридоры, откуда вышла дева с париком. Мы послушно пошли туда, ожидаючи новых чудес. Но почти сразу были завернуты вахтером. Большую часть здания занимает San Francisco Art Institute и туда пускают только студентов.
Так что мы сделали еще один круг по выставке Ньюсома. Отраженная Света прекрасно вписалась в один из коллажей.
А мне удалось более-менее ровно сфотографировать еще один, который при тщательном рассмотрении и гуглении оказался антивоенным. Или нет. На сайте художника он называется S&M, а расшифровывайте вы уж сами.
Затем мы еще посидели в немецком ресторанчике Radhaus все там же на территории форта за едой и кувшином пива с дли-и-инным разговором. А закончили день в соседнем баре с интереснейшим дизайном и, как пишут, исключительной коллекцией напитков The Interval. Мы, впрочем, пили горячий имбирный чай и продолжали болтать.
Ну, очень длинный день вышел.
Ссылки:
|