Поднебесный Карман, Затерянный Город и Кофейные Волны

“Over the Mountains
Of the Moon,
Down the Valley of the Shadow,
Ride, boldly ride,”
The shade replied,-
“If you seek for Eldorado!”

Эдгар По

И ответила Тень:
«Где рождается день,
Лунных Гор где чуть зрима громада.
Через ад, через рай,
Все вперед поезжай,
Если хочешь найти Эльдорадо!»

Перевод Бальмонта

До Южных Койотов мы не добрались, зато проводили закат и встретили рассвет на Белом Кармане, хоть и не без приключений. А теперь настало время познать неизведанное. В апреле Наташа поделилась серией видео на ютюбе под заманчивым названием "Новые открытия на Пария плато" (New Discoveries on the Paria Plateau). Содержание было под стать названию. Благообразный пожилой джентльмен по имени Дэвид Коппидж (David Coppedge) показывал дивные холмы и ущелья, наделяя их, как новый Адам или Колумб, звучными именами. Чего стоят Раздвоенный Язык (Forked Tongue) или Парийские Марионетки (Paria Puppets)?! Впрочем, наиболее интересным выглядело место под менее вычурным названием Затерянный Город (Lost City). Понятно было, что находятся они неподалеку от Белого Кармана, но точное месторасположение в тот момент отыскать не удавалось. Впрочем, великий и могучий Гугл знает если не всё, то многое. Через несколько дней я нашла описание поездки и похода к Затерянному Городу на сайте джипперов (полная информация по личному запросу, некоторые из нас не хотят помещать ее в широкий - ха! - доступ) с кучкой довольно скучных фотографий и GPS track'ом. Спутники же нашли где-то или сами разработали расширенный вариант, у них было отмечено больше интересных точек, но способ подъезда был тем же самым.

Ехать мы решили все вместе на "нашем" пикапе. Он со своей задачей справился достойно, попытался завязнуть в глубоком песке лишь один раз, но избавившись от пассажиров, преодолел подъем. То есть путь к новым местам не хуже, но и не лучше, чем дорога к Белому Карману.

Оставили машину под табличкой «wilderness», дальше только пешком. Идти не очень далеко, но солнце уже ощутимо жарит с безоблачного неба, а под ногами в основном мягкий и довольно глубокий песок. Решаем сдвинуться к скальной стенке и сразу же начать подъем. Так, может, идти и дальше, но точно не дольше и заметно красивее.

Камни здесь яркие, но пока что ничего особенного.

Под ногами попадаются забавно выветренные мелкие штучки.

По такому склону шагать легко и приятно.

А вот к красным пещеркам-тиффони надо было слегка подняться, я поленилась, подумав, вдруг, на обратном пути свет лучше будет. Естественно, обратно мы шли другим путем, а про свет я горестно промолчу.

Да и задерживать группу не хотелось, вечно последней плетусь.


фотография Виталия Позднякова

Поднимаясь к краю плато, мы постепенно подходим к месту под названием "(Под)небесный Карман" (Sky Pocket). В фильме и на фотографиях Дэвида он выглядел хорошо, а у меня при жестком свете ничего не вышло. В отчете Виталия есть пара фотографий, по которым можно представить, как выглядит это место.

У меня ж отдельные детали. Изнанка нависающей скалы.

И перекрученный ствол мертвого дерева, рифмующийся со столь же перекрученными каменными слоями в Волнистой Чаше (Wavy Bowl), следующем поименованном месте на нашем пути.

Чашу нам надо пересечь, чтоб выйти на Раздвоенный Язык (Forked Tongue). Так Дэвид Коппидж окрестил длинный и узкий выступ плато, нависающий над Затерянным Городом. Как понятно из названия, к концу Язык разделяется, а у основания его восточной части и находится Lost City. Вид на него открывается с западного выступа, и туда-то мы и идем.

Не знаю уж, что более выразительно в здешних местах: мертвые деревья

...или живые камни. Это уже вид на запад (небольшой его кусочек) с Западного Языка. Там довольно широкий каньон с волнистыми стенками. Имя его Псевдо-Эскаланте, потому как он напомнил Дэвиду тамошние каньоны. Там, похоже, найдется на что посмотреть поближе, но не в этот раз.

Западный Язык стал конечной точкой нашего маршрута, здесь мы повернем и пойдем к Затерянному Городу. Вот он под нами на правом кадре.

А это Наташа на фоне "найденного" Города.

И более полный вид авторства Виталия.


фотография Виталия Позднякова

Я ж фотографировала камни вблизи и вдали, вовсю пользуясь увеличительными способностями объектива (он у меня оказался самым дальнобойным).

До стен Псевдо-Эскаланте дотянуться не удалось,

а вот в Lost City приглянулся кусочек скалы кофейного цвета с ритмичными изгибами.

Идти к Затерянному Городу мы решили нехоженным путем. Солнце пекло, и возвращаться к Небесному Карману, чтоб спуститься к его подножию, а потом снова идти по песку на запад, сильно не хотелось.

Части Раздвоенного Языка разделяет скальное ущелье Tongue Valley, по которой до нас никто (под словом "никто" имеется в виду "никто из тех, кто описывает свои блуждания в интернете или где-либо еще") не ходил. Дэвиду Коппиджу тамошние скалы казались слишком крутыми, а мы решили попробовать.

Первым пошел Дима, он провел нас несложным (в паре мест пришлось съезжать на заду) путем до самого Затерянного Города. Где-то от половины или нижней трети спуска открылся лучший ракурс на "волну". До знаменитой тезки она, конечно, не дотягивает, но пару кадров сделать можно.

Друзья хотели назвать ее моим именем, от чего я всячески открещивалась. Пришлось придумывать название. При ярком свете здешные скалы имеют грязноватый кофейный цвет (одна из окрещенных местных достопримечательностей зовется Волна Мокко), потому полезла читать списки разных видов кофе. Подходящее имя нашлось легко. Знакомьтесь, Волна Кортадо (Cortado Wave), и я, Пух, ее открыл.

Справа же вверху стена Tongue Valley, по которой мы спускались. Она же на заглавной картинке с мужской частью команды. Это же первопроходец Дима, что-то фотографирующий.

Еще раз стена, поближе. А на правом кадре видно то, что снимал Дима. Видите скалу в форме черепа?

Ее так и назвали Череп Гигера.

Эта слоистая скала осталась безымянной.

А мы тем временем уже почти спустились к Затерянному Городу.

Еще немного слоеного камня.

И в виде небольшой арки.

И вот мы у стен Lost City. Снизу скалы Затерянного Города не столь впечатляют. Есть и слои, и разводы, но подобные встречаются и в других местах.

Зато под ногами интересно. Еще в нижней части спуска стали попадаться moqui marbles. Устоявшегося русского имени для этих железистых конкреций, водящихся в каньонах Юты и ... на Марсе, нет. Пусть будет "шарики-моки". Я про них уже писала пару раз: moque marbles - шаровые конкреции оксида железа (не вульгарной ржавчины, а композита из разных окислов, в основном гематита и гётита), играющие важную роль в культе индейцев Хопи. А именно: в них играют по ночам духи предков, а наигравшись оставляют потомкам в качестве талисманов. Шаманы хопи в начале своих бдений кидают эти камни в огонь, где, нагревшись, они взрываются с шумом и искрами (отсюда их другие названия: shaman stones и thunderstones).

Пишут, что встречаются moqui marbles в южной Юте (от Zion NP на юго-западе штата до Canyonlands и Arches NP на востоке). Подобные минеральные образования были недавно найдены на Марсе и названы "марсианской голубикой".

Мы их встречали в заметных количествах в двух местах. В первый раз в Каньоне Зебры, где они гладкие, равномерно-круглые средних размеров. Второе же место - небольшая ложбинка в Белом Кармане, чье дно выстлано слоем мелких овальных шариков-моки (да-да, круглый стол овальной формы). Билл Белвин назвал это место Moqui City. И там и там индивидуальные конкреции похожи между собой - внутри темной, почти черной гладкой кожуры охристое ядро.

Здесь же, в Tongue Valley и у подножия Lost City, шарики-моки, во-первых, крупны (не меньше 5 см в диаметре), во-вторых, весьма разнообразны. Часть из них похожи похожи на каштаны в игольчатой шкурке, другие - отличаются цветом. Эти трое так и лежали рядышком друг с дружкой. Жалею, что не сфотографировала моки-шар с лимонно-желтой серцевиной.

Вот так выглядят вкрапления moqui marbles в скальную стену.

Поближе.

И совсем близко.

Становится понятно, откуда берется шипастая оболочка у некоторых шариков.

На самом конце Затерянного Города устроили привал в тени большой, отдельно стоящей скалы с очередными разводами на изнанке.

И только отойдя подальше и оглянувшись, я поняла, почему ее назвали осьминогом (Octopus Rock).

А вот у следующей поименованной каменюки я не обернулась. И неудомевала, почто этот невнятный холмик назвали Волной Мокко, пока не увидела фотографию Виталия, сделанную в правильном направлении.


фотография Виталия Позднякова

Облаков на небе так и не появилось, и обратный путь в самое жаркое время дня оказался неприятным. Казавшаяся плоской песчаная равнина вся была прорезана неглубокими ложбинами и сухими руслами, которые нам приходилась преодолевать. В какой-то момент решили снова пойти у скальной стенки, но от прогревшихся камней шла такая волна жара, что вернулись на песок.

Шли медленно с частыми остановками (слава всем пустынным богам! - здесь растут можжевельники и самые крупные из них дают какую-то тень).

Последний кадр - вид на Поднебесный Карман снизу.

Карман неупокоенный

К Белому Карману вернулись без приключений. Наташа с Сергеем и мы собирались сразу уезжать и ночевать в Канабе, Виталий же с Димой собирались хорошенько побродить по Карману на закате, а уехать уже наутро. К тому времени кроме нас на стоянке остался один фургончик, в тот момент пустующий.

Ребята еще с утра вывели многострадальный (о страданиях в самом начале отчета Виталия) Джимми за кораль, чтоб не застрять ненароком уезжаючи, а сейчас Игорь похал подвезти часть их вещей. Через несколько минут от кораля донесся горестный вопль. Могучий Додж закопался в песок в том же самом месте. Игорь до сих пор не понимает, как он умудрился.

Но застрял капитально.


Эта и последующие фотографии сделаны Натальей Шеяновой

Вчерашний опыт раскопок не помог. Рэм был слишком тяжел, чтоб его удалось вытолкать, троса не было, а от идеи тянуть на канате отказались. Не удалось и поднять его домкратом. Специальные выемки для пластины домкрата находились глубоко под дном, а прикладывание силы к краю корпуса только его слегка помяло. Не помогло и подкладывание под колеса более-менее плоских обломков от кораля.

Положение казалось безвыходным.

Мужчины продолжали копать, а мы с Наташей решили дойти до фургончика на стоянке. И, о чудо! там не только были люди, но у них оказались пластиковые "лыжи".

С их помощью удалось мгновенно выехать назад. А затем с разгона преодолеть коварное место.

Правда, к этому моменту уже начало темнеть. Наташа с Сергеем решили остаться на Кармане до утра. А мы с Игорем поехали в Канаб. Гнали наперегонки с заходящим солнцем.

После ворот увидели очередной застрявший SUV. В нем сидела парочка городского вида. Объехать их было несложно, а вот вытолкать никак, сидели они в песке не хуже нас. Парень-водитель умолял нас потолкать их бампером, на что Игорь, никогда не делавший ничего подобного, да еще на прокатной машине, не согласился. Риск увязнуть за компанию и/или повредить что-нибудь был слишком высок. А вот в Канаб мы их повезли.

Пассажиры оказались ребятами любопытными, несмотря на мини-юбку в песках Аризоны и странные идеи по вызволению из песков. Она была архитектором из Бразилии, а он виноторговцем из Франции. Встречались же они на нашем юго-западе не в первый раз, и на Белом Кармане он бывал до этого.

Впрочем, болтать мы начали уже выехав на хорошую грунтовку House Rock Valley Road, как и шесть лет назад в полной темноте, а до этого Игорь давил на газ и крутил баранку, сжав зубы, а я старалась разглядеть выныривающие в пятно света перед колесами камни и предупреждать при необходимости.

В Канабе мы высадили международную пару у свежевыстроенной (и вроде неплохой) гостиницы La Quinta Inn, а сами поехали в заказанную заранее историческую Parry Lodge. Рестораны, конечно, уже были закрыты, да и сил никаких не было. Заехали на заправку, не поверите, за мороженым. Приличного мороженого там не оказалось, зато - о чудо! - в мормонской Юте продавали пиво на заправке в воскресенье вечером. Им-то мы и отметили возвращение в цивилизацию.

Решили, что Белый Карман свою дань таки взял.

С дороги я отправила Наташе сообщение о застрявшей машине, которое в драматической редакции Виталия превратилось в "На дороге навстречу стоит зарытая в песке машина. Вытащить невозможно. Еле объехали. Дорога заблокирована. Забираем людей с собой до города. Будьте осторожны!"

На самом-то деле я написала: "мы на 89А. Всё хорошо. Подобрали пару ребят. Их застрявшая машина стоит на дороге. Объезд слева, Игорь говорит несложный."

Впрочем, Виталий имел право на сильные эмоции. Они вернулись из Белого Кармана лишь к вечеру понедельника. И вот почему.

Версия Наташи (лаконичная, с сохраненными опечатками):

Белла мы сегодня утром выехали. Дождались десяти часов когдв приезжают первые гиды. Первый сказал что машина еще стоит, но когда мы ехали ее уже не было. Ехать было трудно. Ребята остались смотреть карман, тоже переживают как выедут. Но там приехало машин пять с турами, если они с ними будут выезжать, то помощь будет. Только плохо что у них там связь не тянет.

<...>

Итак, в понедельник вечером ребята всё ещё не были на связи. Мы ночевали в Канабе. Утром я получила сообщение что они только в 10 вечера на буксире прибыли в Канаб. Они проехали пески спокойно, а возлн ранча им встречный авто показал что у них что-то протекает. Оказалось камень пробил радиатор и начал протекать

А вот беллетризованный рассказ Виталия:

- Да что они, сговорились все, что ли? – ненормативно возмущается Дима, когда на обратном пути, уже почти после всех песков и практически на твёрдой дороге, нам навстречу из-за поворота выскакивает дедуля на раздолбанном «Шевроле», и продолжает ехать куда-то вперёд.

Дима молниеносно выкручивает руль, уводя машину на высокую обочину и утыкаясь в кусты, чтобы дать проезд дедуле. Почти сразу же чувствуем горьковатый запах.

- Что-то полынью запахло, говорит Дима.

Хорошо, бы, если полынью. Но из-под капота начинает идти пар. Останавливаемся, выходим с нехорошим предчувствием. За машиной по песку тянется мокрый след. Снизу что-то активно вытекает. Через пару секунд становится ясно - пробит радиатор. Одному из колючих кустов не понравилось, что на него наехали. Куст, как мог, защищался, и у него это получилось. Машина к движению непригодна, ехать дальше нельзя.

Мы в пустыне за тридевять земель от цивилизации, без мобильной связи и без машины. Нет, это уже слишком.

Так мы закончили расплачиваться с особенно зловредным в этот раз Карманом.

Несмотря на все злоключения, я считаю, что поездка удалась. Белый Карман на закате и рассвете увидали и поснимали, новые места ислледовали и даже слегка пооткрывали, а главное - друзей нашли!

6 октября. Белый Карман на рассвете

7 октября. Длинный день на Кедровой Горе

Все мои фотографии новых мест на Пария плато 6 октября

Три дня в осенней Юте 2019

Страница Белеградеков